На днях — двухлетняя годовщина правительства Михаила Мишустина. Тут уж как считать — от представления премьера, его утверждения в ГосДуму или назначения основных его членов. Но, как и полагается, есть официальный (довольно длинный) отчет об успехах. Я не буду его повторять, в интернете есть на эту тему много текстов: как апологетических, так и критических, но определённые вещи сказать нужно.
Прежде всего, с моей точки зрения, ругать или хвалить это правительство нужно исходя из его реальных возможностей, а не разного рода фантазий. Буквально через пару месяцев после начала его деятельности начался коронавирусный кошмар, который мог повергнуть нашу экономику в полный хаос. Тем не менее, этого не произошло (хотя определённые недостатки были и есть) и это, в реальности, одно из самых главных достижений Мишустина за прошедшие два года.
Второе. Как мне кажется, главной задачей Мишустина было преодолеть печальное наследие Гайдара и его команды — полное запустение в сфере рублёвых инвестиций в России. С соответствующими последствиями, низкими зарплатами и малым количеством рабочих мест. И здесь, и здесь есть явные результаты (мне, например, казалось, что уровень жизни упадёт сильнее, чем он упал в реальности), так что тут есть чем гордиться. Но, результаты эти, скорее, результат прямого государственного участия (гранты, субсидии и так далее, из бюджета), а вот естественный процесс явно стопорится.
Это, впрочем, не вина Мишустина, поскольку денежно-кредитная политика в России определяется денежными властями, которые явно в рамках своей стратегии ему не подчиняются. Деятельность Набиуллиной и Силуанова находится под контролем международных финансовых организаций, в силу нашей зависимости от мировой долларовой системы. Изменение этой ситуации может произойти только в рамках международной стратегии, что требует большой согласованной работы и Президента России, и правительства, и наших союзников и партнёров на мировой арене.
Третье. Ещё одно важное достижение Мишустина (и тут можно говорить о его личном достижении) — это переход к ситуации, при которой руководители правительства осознали личную ответственность за полученные поручения. Да, время ответственности ещё не пришло, но даже та информация, которая появляется в публичном поле, говорит о том, что все члены правительства серьёзно озаботились результатами своей работы. Кто-то скажет, что это нормальная ситуация, но те, кто был знаком с реальной деятельностью правительства, знают, что многие годы никакой реальной ответственности чиновников не существовало.
Четвёртое. Впервые за много-много лет правительство обозначило в конце прошлого года свои стратегические цели. Опять-таки, я не буду их подробно обсуждать, поскольку формат колонки этого не предполагает, но само себе возвращение такого формата говорит о тектонических сдвигах в работе правительства. И в этом смысле работа Мишустина безусловно может быт признана положительной.
В заключение повторю один из тезисов начала статьи. Есть масса претензий к работе этого правительства (как, впрочем, к работе любого правительства, в любое время и в любой стране). Но эти претензии продолжают традицию предыдущих лет, и к этим вопросам или пока руки не дошли, или же они находятся вне возможностей этого органа (как, например, кредитно-денежная политика). Нас интересуют изменения, которые произошли за эти два года, и изменения эти носят явно позитивный характер. К слову, негативных явлений того же порядка за эти два года не появилось. Ну, и про эпидемию COVID-19 не будем забывать.
Так что, общем и целом, работу Мишустина за два года можно признать вполне удовлетворительной!