Колонка от 7 апреля 2022 года

Правительство отчиталось в Госдуме. Общий объём вопросов был очень велик, поэтому обращу внимание на два принципиальных аспекта. Первый, глобальный. Санкции вызвали кризис во всём мире, и выход из него зависит не столько от безупречности действий правительства (такого в принципе не бывает), сколько от относительного качества работы управляющих органов и устойчивости экономики разных стран.

И вот тут я обращаю внимание на одно обстоятельство, о котором сказал Мишустин. О том, что темпы роста России в последние два (ковидно-кризисные) года превышали темпы роста в развитых странах. Кто-то скажет, мол, врёт всё ваш Росстат! Врёт, конечно, но врут все. Причём, в силу согласовательных действий МВФ, врут примерно одинаково. Ну, может быть разве что США врут чуть посильнее всех.

Но это значит, что априорная устойчивость и управление нашей экономки выше и лучше чем у конкурентов (давайте уже перестанем называть их партнёрами!). И главная задача правительства состоит как раз в том, чтобы это состояние максимально долго сохранить. С этой точки зрения отмечу, что ключевой негатив от санкций — сокращение рабочих мест (то есть рост безработицы) и сокращение импорта. В части промышленного импорта эти два явления сильно коррелируют.

У нас есть возможности для компенсации этого, и главным, я считаю, является стимулирование малого и среднего бизнеса для развития производства товаров народного потребления и промышленного ширпотреба (разного рода винтики, гаечки, шайбочки, крепёжный элемент, запчасти и так далее). Именно эта часть в выступлении Мишустина меня особо заинтересовала.

Немного цитат:

– Для небольших компаний ввели кредитные каникулы. Совместно с Банком России расширили программы льготного кредитования, в том числе на пополнение инвестиционных и оборотных средств, а также масштабировали механизм «зонтичных» поручительств для большого числа предпринимателей.

– Продлили регионам возможность устанавливать налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей по некоторым налоговым режимам до начала 2025 года.

– На шесть месяцев был продлён срок уплаты упрощённого налога (УСН) за прошлый год и I квартал текущего. В первую очередь это поддержка малых и средних предприятий. Только эта мера позволит компаниям высвободить порядка 37 млрд рублей.

– Мы упростили и систему государственных закупок для повышения её эффективности как инструмента поддержки спроса на услуги российских предприятий. Наша задача — создать условия, чтобы контракты исполнялись, а у контрагентов государства были соответствующие средства на это и они могли оперативно реагировать на изменения ситуации.

Я бы добавил к этому списку как минимум необходимость снижения налогов на фонд заработной платы, обязательное предоставление кредитов банками под контракты с крупными предприятиями без залогов (ещё раз: БЕЗ ЗАЛОГОВ) и вообще обязательное наличие в банках отделов проектного финансирования, создание цифровой системы информирования о производственных возможностях малых и средних предприятий. У меня есть информация, что государство и крупные предприятия вообще не знают, что у нас в стране производится. Поскольку до недавнего времени чиновники и крупные менеджеры предпочитали покупать импортную продукцию.

Но в целом — я считаю, что ситуация достаточно позитивная, и в будущее мы можем смотреть более или менее оптимистично. Правительство, как оказалось, более или менее, с учётом наших стратегических финансовых ограничений и просчётов финансового сектора, действует адекватно сложившейся ситуации. Что, конечно, не меняет необходимости смотреть на его работу и делать соответствующие замечания.