Краткие тезисы моего выступления на Х форуме "Диалог цивилизаций"

Состоялось 6 октября 2012 года, на о.Родос, Греция Я сейчас нахожусь на форуме «Диалог цивилизаций» на Родосе и участвую в круглом столе, посвященном евразийскому пространству. Выступление я уже сделал и сейчас я постараюсь его кратко повторить. Начал я с того, что рассказал про то, как утром шел по холлу гостиницы и увидел молодого папу с коляской в которой сидел маленький ребенок (месяцев 7-8). Они о чем-то разговаривали и ребенок начал хлопать в ладши, а папа ему начал петь:»Ладушки, ладушки …». И тут у меня аж мороз по коже прошел …

Потому что папа грубо нарушил закон, и достаточно скоро, после принятия ГосДумой закона о ювенальной юстиции (который уже принят в первом чтении), этого нарушения будет достаточно для того, чтобы отобрать у него ребенка в детский дом. Ведь «Ладушки, ладушки …» — это только начало песенки, а дальше в ней поется: «Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.» Таким образом, эта песенка явно сходит в список «16+», поскольку она пропагандирует употребление алкоголя среди несовершеннолетних, и ее распевание детям, безусловно, является грубым нарушением законодательства.

И дальше я сказал о том, что эту песню многие сотни лет родители в России и СССР пели своим детям, и никого это не волновало. И вдруг, ситуация принципиально изменилась, появился некий закон, который совершенно странным способом вмешивается в естественную жизнь людей. Истории, которые случаются с русскими (да и не только русскими) родителями в Финляндии сегодня на слуху — и все это совершенно не случайно.

Суть состоит в том, что есть два подхода к жизни. Первый — что жить нужно в соответствии с некоторыми базовыми принципами, преломление которых в каждом человеке называется моралью. Причем принципы эти на довольно большой территории, на которой живут православные, мусульмане, евреи и (часть) католиков, в общем, совпадают — и их можно назвать Библейскими ценностями. Второй — основанный на либеральных принципах, главным из которых является слово «свобода», понимаемое как право любого индивидуума самостоятельно выбирать себе ценностный базис. В том числе выкидывая из Библейской ценностной системы те принципы, которые индивидууму не нравятся.

Но поскольку устойчивость социальной системы, все-таки, нужно поддерживать, то вместо морали в этом случае применяется закон. И разница подходов состоит в том, что если ваш сосед, который уже много лет отстаивает исключение педофилии из списка уголовно наказуемых деяний, растлит вашего ребенка, а суд его оправдает, в связи с неправильно собранными доказательствами, то во втором случае вы продолжаете с ним каждое утро здороваться через забор, а во втором — пристреливаете его как собаку. После чего суд вас оправдывает.

Или, иначе, в первом случае имеет место примат морали над законом, а во втором — наоборот. И внедрение, скажем, принципов ювенальной юстиции, в наше стране означает попытку ликвидировать мораль и принять совершенно противные православному созданию принципы примата закона над моралью. Именно это делает песню «Ладушки» незаконной — что противоречит всем естественным нашим принципам.

А дальше я предложил объяснение того, что же такое «Евразийское пространство» — поскольку именно с этого вопроса Сергей Глазьев начал заседание секции, на которой я выступал. Так вот, с моей точки зрения, Евразийское пространство — это территория, на которой мораль важнее, чем закон. После чего сказал еще несколько слов о том, что ключевым элементом интеграции на этом пространстве (которая будет проходить почти автоматически, по мере распада глобальных рынков и ухода доллара с позиции единой меры стоимости) будет, во-первых, разработка идеологической модель экономики, построенной на морали, а, вто-вторых, вопрос о том, когда Турция примет для себя принципиальное решение об отказе о взаимодействии с Евросюзом (а с точки зрения приведенного выше критерия, Турция, безусловно, не западная, а евразийская страна) и начале взаимодействия с евразийским пространством.