Кредитная эмиссия: панацея или паранойя? 

Программная статья, написанная в сентябре 1998 года как попытка найти пути восстановления российской экономики. Как и следовало ожидать, в рамках либеральной парадигмы интереса не вызвала. Была опубликована (в существенной редакции) в газете «Российские вести».

Кредитная эмиссия: панацея или паранойя?

 

 

1. Введение

 

На сегодняшний день опубликован ряд тезисов программ экономического развития России. Еще несколько анонсировано. Однако анализ этих программ (и другой доступной информации) показывает, что все они имеют один существенный недостаток, который ставит под сомнение возможность их реализации. Каждая из них представляет собой набор мер, слабо согласованных между собой (а зачастую, прямо противоречащих друг другу) и не объединенных сквозной стратегической идеей, на основании которой только и возможно создание работоспособной экономической модели.

Такие программы очень сложно анализировать на предмет эффективности и реализуемости — каждое конкретное их предложение может быть очень разумно, но поскольку документ не содержит внутри себя механизма определения приоритетов в случае конкуренции разных пунктов, эта задача целиком остается на совести комментаторов (что еще не самый плохой случай. Хуже, если аналогичные вопросы встают перед исполнителями в процессе реализации программы).

Иными словами, при разработке этих документов не применялся системный подход.

Еще одним существенным недостатком всех попыток разработать стратегию выхода из экономического кризиса является проблема соответствия предлагаемых мер действующему законодательству. Утверждение, что в России можно провести любое решение, как бы оно не противоречило законам, скорее всего (к сожалению) соответствует действительности, но любая программа, претендующая на дееспособность должна запустить (самостоятельно) работающие экономические механизмы. По мнению авторов настоящей записки, такие механизмы могут работать самостоятельно, без постоянных дополнительных усилий со стороны государства, только в том случае, если они не будет противоречить закону. Классический пример обратного — попытка правительства Кириенко реализовать «антикризисную программу», практически каждый пункт которой требовал существенного изменения действующего законодательства. Несмотря на колоссальные усилия, эта программа не только не была реализована, но и погребла под своими обломками своих разработчиков.

На протяжении последних лет так и не была предъявлена ни одна идея, которая могла бы служить стержнем, на котором можно построить работающую антикризисную программу и уже появились голоса, утверждающие, что при существующих условиях ее не существует в принципе, что необходимо дождаться изменения внешних параметров, пережить мировой экономический кризис. По мнению авторов настоящей записки это пессимистическое утверждение не соответствует действительности и нашей целью является попытка сформулировать такую стратегическую идею.

 

2. Описание программы

 

Предпосылки роста реального сектора экономики

1. Девальвация рубля создала предпосылки для оживления отечественного производства, как ориентированного на экспорт, так и на внутренний рынок. Однако реализация этих предпосылок наталкивается на острый недостаток денежных средств в реальном секторе экономики. Этот фактор усугубляется еще и современным состоянием платежной системы, которая находится в (полу)парализованном состоянии.

2. В развитых странах мира объем кредитных ресурсов, обслуживающих экономику, составляет от 90 до 110% ВВП. В России этот показатель составляет около 10%. Подавляющая часть народнохозяйственного оборота обслуживается бартером, неплатежами и денежными суррогатами (результатом чего является и острейший бюджетный кризис). Это означает, что сегодня экономика в принципе может вобрать в себя дополнительно колоссальный объем денежных средств, которые можно получить, например, за счет кредитной эмиссии. Если эти средства реально пойдут на восстановление оборотных средств предприятий и расширение кредита в экономике, то даже такое значительное увеличение денежного агрегата М2 (без увеличения агрегата М0, т.е. наличных денег) произойдет без роста ценовой инфляции.

3. Дополнительные деньги должны вводиться в экономику в виде кредитов (и инвестиций), максимально минуя ныне действующую банковскую систему. Современные банки плохо контролируются государством, поэтому все дополнительные вливания будут немедленно направлены на спекулятивные финансовые рынки (особенно валютный), что приведет к увеличению курса доллара и в условиях сложившейся ориентации на доллар создаст дополнительные проблемы для реального сектора экономики.

Кроме того, сложившаяся в России банковская система не создала эффективную систему кредитования экономики, а наоборот, служила для выкачивания оборотных средств предприятий. При этом, большинство так называемых «системообразующих» банков обременены тяжким грузом собственных проблем.

4. Резкое сокращение импорта вновь обострило проблему структурных диспропорций российской экономики — слишком малую доля производства товаров народного потребления. Неудовлетворенный спрос может стать толчком для развития этого сектора.

5. Резкое уменьшение конкуренции со стороны иностранных производителей в условиях падения курса рубля и падение покупательной способности населения повышает конкурентные возможности российской экономики, которая теперь в меньшей степени зависит от внешних условий обмена.

Необходимые условия для кредитования

1. Кредитная эмиссия должна осуществляться строго целевым образом под выпуск конкретных объемов продукции (на первом этапе — потребительского назначения).

2. Дополнительные объемы кредитных ресурсов должны проводиться исключительно через контролируемые и управляемые государством финансовые институты. Это могут быть либо национализированные банки (предварительно пропущенные через процедуру банкротства), либо специально создаваемые государственные кредитные организации (фонды), которые в дальнейшем могут быть преобразованы в кредитно-инвестиционные.

3. Целевой характер использования кредитов под недостаток оборотных средств вовсе не является гарантией от того, что дополнительная денежная масса не попадет на спекулятивный финансовый рынок. Рано или поздно, она окажется в финансовой системе и проконтролировать ее использование будет невозможно. Поэтому необходимо создать механизм «связывания» дополнительно вброшенной в экономику денежной массы.

4. Эмиссионное погашение долгов по заработной плате и индексация социальных выплат должны осуществляться только после осуществления кредитной эмиссии. При этом, объемы социальных выплат должны быть увязаны с объемом ранее предоставленных кредитных ресурсов реальному сектору.

При нынешнем состоянии потребительского рынка одномоментное увеличение денежной массы на руках населения в том случае, если отечественная промышленность будет не готова в короткое время удовлетворить выросший спрос, приведет к резкому усилению инфляционных процессов и полному разрушению этого рынка.

Общая схема кредитования реального сектора

1. Кредитный договор между производителем товара и (государственным) кредитным институтом должен заключаться только под залог контракта на поставку определенных видов продукции. С момента заключения кредитного договора указанный контракт переходит в собственность государства.

В сегодняшней ситуации спрос населения направлен в основном на продовольственные товары и энергетические ресурсы. Поэтому целесообразно в первую очередь направлять кредитную эмиссию в сельское хозяйство, переработку продовольствия и топливные отрасли.

Указанные отрасли характеризуются (за некоторым исключением переработки сельскохозяйственной продукции) массовым производством однородной продукции, что позволяет достаточно легко сформировать ее вторичные рынки.

2. Государство продает указанные контракты на фьючерсном рынке (соответствующая инфраструктура существует и может быть быстро активизирована).

Если цена продажи контрактов больше объема соответствующей кредитной эмиссии, то в этом случае реально денежная масса в экономике в результате кредитной эмиссии даже сокращается. Если ниже, то она увеличивается только на разницу между величиной кредита и ценой контрактов.

3. Полученные от продажи контрактов средства могут быть направлены в зависимости от актуальности решаемых проблем:

а) на расширение кредитования реального сектора экономики. Масштабы и направления использования указанных средств определяются в зависимости от ситуации на фьючерсном рынке.

Ситуация на фьючерсном рынке должна использоваться и при решении вопроса о масштабах и направлениях дополнительной кредитной эмиссии, т.е. служить важным индикатором кредитной политики государства;

б) на осуществление социальных выплат. В этом случае происходит реальное увеличение денежной массы в экономике, однако оно в значительной мере компенсируется ростом предложения товаров.

Возможны и иные пути использования получаемых денежных средств с целью, в частности, регулирования рынка (целенаправленные товарные интервенции), однако этот и другие более тонкие механизмы должны применяться на следующих этапах реализации программы.

В дальнейшем указанная система кредитной поддержки отечественного товаропроизводителя может быть распространена (с определенными модификациями) на товары, контракты на которые не могут быть предметом торгов на фьючерсном рынке. Здесь потребуется работа по созданию соответствующей инфраструктуры (оптовых ярмарок) и развитая система страхования.

По мере решения вопроса восстановления оборотных средств предприятий, можно будет переходить к решению задачи кредитной эмиссии в инвестиционных целях. В этом случае в собственности государства будут находится акции инвестируемых предприятий, а на рынке будут продаваться не только контракты на будущую продукцию этих предприятий, но и выпускаемые ими ценные бумаги.

Социальные аспекты

Вывод экономики из кризиса невозможно без содействия подавляющей части населеня и доверия к государственной власти. По этой причине предлагается дополнить описанную выше схему следующим образом.

1. Государство объявляет о восстановлении сбережений граждан, утерянных в 1992-93 годах в Сбербанке и системе государственного страхования.

2. Восстановление сбережений, находящихся в Сбербанке, проводится поэтапно в течении нескольких лет путем размещения эмиссионных денег в управляемые государством кредитно-инвестиционные фонды, работающие на принципах, описанных выше. После начала реальной отдачи эмитированных средств необходимо будет провести акционирование фондов с передачей их акций владельцам обесценившихся сбережений в пропорциях, соответствующих объемам этих сбережений.

3. Восстановление страховых сбережений необходимо провести немедленно, восстановленные страховые резервы государственной страховой компании также поместить в описанные выше фонды (финансовые схемы, учитывающие специфику страховых резервов и необходимость поддержания ликвидности компании уже разработаны). При этом будут решены сразу две проблемы. Во-первых, автоматически будет создан механизм адресной социальной поддержки для 50 миллионов человек, владельцев страховых полисов Госстраха РСФСР (не считая тех, кто оформит себе новую страховку). Во-вторых, можно восстановить в стране потребительский кредит под залог страховок, что повысит уровень жизни существенной части населения (а также увеличит потребление населения товаров народного потребления и долю кредита в денежной массе).

4. В связи с законодательным запретом на кредитование Центральным Банком правительства, наполнение всех описанных выше (государственных) кредитных институтов должно быть произведено не на бюджетные средства, а за счет восстановленных сбережений граждан. Таким образом будет восстановлена ситуация, присущая большинству стран мира, в которых основу всех инвестиций составляют средства населения. При этом, государство будет осуществлять управление описанными выше фондами лишь на первом этапе их существования. По мере развития ситуации, управление фондами будет передаваться их владельцам, а сами фонды составят основу частных инвестиционных институтов рыночной экономики России.

 

3. Комментарий

 

Описанные выше тезисы экономической программы намеренно изложены в самом общем виде. Каждый из них может и должен быть развит. В частности, большая часть мер, уже опубликованных другими авторскими коллективами, может быть применима в нашей программе и в этом смысле она не противоречит практически ничему из ранее опубликованного.

Основу программы составляет решение проблемы кредита. По нашему мнению, именно дефицит кредита в реальном секторе экономики стал главной причиной большинства наших экономических проблем. Кстати, именно в связи с отсутствием кредита и полным разрушением системы платежей и расчетов не работают в нашей стране монетаристские методы управления экономикой (без комментариев относительно их эффективности). Автоматическим следствием развития системы кредитования является создание новых рабочих мест и смягчение проблемы безработицы.

В сочетании с механизмом «связывания» эмитированных денег, данный механизм фактически представляет собой способ обеспечения кредитования товаропроизводителя за счет потребителя, причем ставка этого кредита определяется как рынком (продажа контрактов), так и государством. Отметим, что с помощью такого механизма государство может регулировать налогообложение отдельных отраслей и территорий.

Резкое наращивание государственных инвестиций автоматически привлечет иностранные инвестиции в объекты, пользующиеся государственной поддержкой. Эти инвестиции должны стать основой для привлечения современных технологий в отрасли, в которых отставание России от мировых стандартов особенно велико.

Восстановление сбережений граждан является важной составной частью программы не только потому, что без этого невозможно восстановить доверие граждан к власти. Восстановление страховых сбережений позволит создать механизм адресной социальной поддержки (и в идеале уменьшить давление на бюджет), а также увеличить жизненный уровень населения за счет восстановления потребительского кредита под залог страховок. При этом, под программу можно будет привлечь скрытые сбережения населения (соответствующие исследования подтверждают это предположение). Напомним, что владельцами полисов Госстраха РСФСР, попадающими под программу восстановления являются более 50 миллионов граждан России.

Что касается сбережений населения в Сбербанке, то они во-первых, являются легитимным основанием кредитной эмиссии, а во-вторых, позволят обеспечить механизмы контроля за реализацией программы (поскольку владельцами всех кредитных и инвестиционных денег будут являться обладатели обесценившихся сбережений). Кроме того, реализация программы восстановления сбережений позволит не только резко снизить уровень социальной напряженности в обществе, но и существенно увеличит поддержку населением руководства страны.

В заключение отметим, что предлагаемая программа практически не требует изменения действующего законодательства и не влечет за собой многомесячных дебатов в Федеральном Собрании. По мнению авторов, имеющих богатый опыт работы в современных органах управления государством, данная программа может быть доработана до уровня, позволяющего начать ее реализацию примерно за 2 — 2.5 месяца.

 

 

 

 сентябрь 1998 г.

 

 

 

 

 

О.Григорьев                     М.Хазин                    Л.Холод

Краткие сведения об авторах.

 

1. Григорьев Олег Вадимович. Родился в 1960 г., в 1982 г. окончил экономический факультет МГУ. С 1992 года — на государственной службе (государственный советник РФ 1-го класса).

2.

Хазин Михаил Леонидович. Родился в 1962 г., в 1984 г. окончил механико-математический факультет МГУ. С 1993 г. — на государственной службе (действительный государственный советник РФ 3-го класса).

3. Холод Леонид Иванович. Родился в 1962 г., окончил экономический факультет МГУ в 1984 г. С 1989 г. — на государственной службе (действительный государственный советник РФ 2-го класса). Доктор экономических наук.