Основатель концертного сервиса Concertwith.me Виталий Мышляев рассказалЕлене Торшиной о развитии своего стартапа и, в частности, об опыте жизни и работы в Кремниевой долине — про местных юристов, налоги, штрафы, цены и инвесторов.
Примечание Виталия Мышляева
Статья в блоге Елены Торшиной вызвала очень бурную реакцию. Много открытых цифр, расписался в куче ошибок на нашем пути. Но не все поняли главную идею: всё зависит только от вас, и больше никого.
Некоторым показалось, что в Америке, Кремниевой Долине и акселераторе 500 Startups все плохо. Это, конечно, не так. Есть много плюсов и минусов. Все не распишешь, да и про это написано очень много в других статьях. Кого-то оттолкнул стиль повествования Лены, но уж это такой формат блога, и статья не получилась бы такой цепляющей.
От Долины и акселераторов очень завышенные ожидания, которые появляются после таких рассказов: «Например, в Y Combinator некоторые фонды фактически готовы высылать тебе деньги по Skype» (из интервью основателя Luka). Такие высказывая создают ощущение, что акселератор Долины это царь Мидас, который превращает все в золото, к чему только прикасается.
Я встретил уже достаточно людей, которые считают, что попадание в Долину или акселератор — это успех. Говорят: «мне нужно выйти на американский рынок», «получить инвестиции в Америке», «сделать продукт другим» и так далее. В этом никто не поможет. Нет, нет и еще раз нет. Везде нужно очень много работать самим.
Хотелось отрезвить людей нашей историей. Мы получили деньги (но и потратили очень много), офис, некоторое понимание устройства мира стартапов, некоторые знакомства, получили несколько полезных бонусов (например, бесплатный хостинг от Softlayer на год), побыли в среде таких же проектов, пообщались с разными инвесторами, нас научили выступать перед инвесторами. Но никто за нас не нашел партнеров, никто не привел пользователей, никто не разработал стратегию, никто не переделал продукт.
Чудес не бывает. Конечно же, есть головокружительные истории. Но они единичны, у остальных все грустнее, сложнее и труднее, и о них мало пишут.
1. Почитайте статьи про отказы инвестиций в AirBnB. 2. Почитайте книгу «Легко не будет» (The hard thing about hard things). 3. Почитайте про «Грязную ложь Долины про фандрайзинг».
Наша команда подтверждает, что все очень очень очень сложно. Мы не ждем, что кто-то что-то из этого сделает за нас. Успех проекта зависит только от умения решать проблемы любого рода в проекте. Вот у нас только-только начало получаться.
С 2004 года я работал в издательстве «Манн, Иванов, Фербер». Потом перешёл вecommerce. Потом была работа в маркетинговом интернет-агентстве. Потом была (и сейчас есть) «ЛидМашина»: ещё один совместный проект с Игорем Манном.
Всё было отлично у человека: хорошо зарабатывал, пользовался популярностью и уважением на рынке, рвал всех заказчиков своими скиллами. Но в какой-то момент подумал: блин, а я уже всё знаю, всё умею, даже книгу написал по интернет-маркетингу, хочу стартап замутить! Короче, я сошел с ума. Надо, думаю, мутить глобальное, амбициозное, на весь мир. И начал искать ниши. Так родилась идея с концертами.
Сначала мы с партнёром думали, что сейчас накатаем прототип, поимеем всех в мире и переедем в Европу, поднимем миллионы инвестиций. Спустя полгода, пока мы ковырялись в проекте, оказалось, что мы не учли 99% сложностей, и надо было с этим разбираться. Мы продолжали работать. Вот, думали, ещё три месяца поработаем, заявимся на пару стартап-конкурсов — и нас все начнут хотеть и заберут в Берлин. И мы действительно попали на пару стартап-конкурсов и даже получили отзывы: «Ваше говно никому не нужно».
Когда ушёл с работы, понял, что в моей проект надо вливать больше денег. Пришло время продавать квартиру, машину, душу. Доля в кампании у меня тоже всё ещё была. Квартиру в элитном посёлке в Рязани продавал полгода, продал за 3 млн рублей. Квартиру купил сам: хорошо зарабатывал в агентстве, за одно только выступление получал 80 тысяч рублей в день в те времена. Была ещё зарплата, были дивиденды, ну в принципе жизнь удалась, можно было забить на всё и жить на эти агентские деньги. Но хотелось геморроя.
Мы продолжали ковыряться в проекте, и стали понимать, что технических навыков не хватает, нужно нанимать ещё людей, чтобы допиливать структуру. По друзьям нашли двух коллег, которые до сих пор с нами работают. Всего с нами работает пять человек. Но ничего не взлетало. У нас первый год был трафик 200–300 человек в день. Все спрашивали — ну как там, вы такие крутые, ты так разбираешься во всём… А я им отвечал: ну, это коммерческая информация, все идеи защищены. В общем, как говорил Чичваркин: чем более убогая компания, тем больше корпоративная тайна.
Оказалось, что я не знаю вообще ничего: весь мой опыт в русском интернет-маркетинге— фигня. Оказалось, что я ничего не смыслю в разработке, в глобальных проектах, в SEO, в SMM, в аналитике, в поведении людей. Я реально всему этому переучивался заново.
До того, как я продал квартиру, я ещё продал свою долю в агентстве. Договорились за несколько миллионов рублей. Выплачивали их мне 1,5 года. Это очень немного по меркам бизнеса, чуть дороже можно продать даже кафе-шаурмячную. Кроме того, все наши деньги ещё хранились в «МастерБанке» и сгорели там прямо перед моим уходом.
В этот момент на меня сваливается мой знакомый миллиардер, который дал 165 тысяч евро, на тот момент это было 7,5 млн рублей.
Компания в первый год, само-собой, ничего не зарабатывала. У нас первая пьянка была с коллегами, когда мы получили первую комиссию в полдоллара. А так у нас не было ни трафика, ни пользователей, ни продаж — ничего.
Самое главное, что произошло за второй год — научились разбираться в SEO, вычистили тонну технических ошибок с сайта и, наконец, начали получать немного органического трафика.
Второй год мы тоже ковырялись-ковырялись-ковырялись, и как-то на нас обратила внимание одна французская компания типа нашей «Яндекс.Музыки». Хотели нас купить и интегрировать в себя. Я поехал в Париж. Квартира уже продалась. Начали тратить эти 3 млн рублей. Я эти деньги перевёл в акции обычных компаний, у брокеров. В Facebook, Apple и так далее. Жил — где надо было. Например, три месяца вели переговоры во Франции, я жил в пригороде Парижа, каждый день ездил на электричке. Потом на Кипре нам предложили место. Один из наших инвесторов там снимает офис, и в офисе есть место, где ночевать. Я и сейчас там живу. Там тепло, есть бассейн.
Второй год я в основном провел на Кипре. Один чувак из команды тоже туда переехал с семьёй. Остальные так и сидели в Рязани. Потом от нас отказались эти французские инвесторы, чувак, с которым я общался — его и самого уволили.
Короче второй год тоже ничего не получалось, и наши достижения к октябрю 2014 года — всё те же 200 человек в день. Пытались монетизироваться партнёрками. Но партнёрки это очень плохо, мы быстро это поняли. Всё это было мегадепрессивно, я триллион раз думал, что всё — мы закрываемся и расходимся.
Но единственное, что было хорошо — спустя 1,5 года я понял, как работает SEO на больших контентных проектах, где контента дофига, но он весь синтезированный. У нас хоть что-то начало расти, начиная с января прошлого года, то есть спустя два года. Я научился правильно компоновать URL’ы, прописывать данные, прочухал, что Google не умеет рендерить такие страницы, где по сути страниц нет, а только всплывающие блоки, поэтому надо делать пре-рендер, чтобы за несколько секунд Google отдать слепок. Научился по-человечески делать перелинковку, хлебные крошки. Короче, наконец-товычистили кучу технических ошибок. Google очень умный, Google всё понимает, никаких серых методов мы не использовали. Ссылки не закупали, просто разбирались технически внутри с очень большим количеством проблем.
Конечно, пробовали заниматься PR. Писали в самые в разные СМИ — российские, зарубежные. Но самой лучшей реакцией было, если хоть просто отвечали что-то типа «Не интересно».
***
Под конец второго года вроде что-то начало получаться. Но нас прокатил наш мобильный разработчик — ушел от нас, и все опять расстроились: думали, всё-такизакроемся.
Как-то сидели пили пиво, и мой сооснователь сказал мне: слушай, ну надо тебе в Америку ехать. Я говорю — зачем? Зачем, к кому — не понятно, купил билет в один конец и поехал. Надо было как-то зацепиться.
На тот момент (это был январь) у нас было где-то 800 человек в день. Ну и к маю было 100 тысяч в месяц. То есть только на третий год мы дотянулись до уровня среднего блога. Даже не хорошего, а среднего. Нам стали даже какие-то комиссии платить, наш доход с них был что-то около 500 долларов в месяц. Короче, ультра-дерьмо.
Представляете, какое самоуничтожение у меня было: я думал, что хоть что-то знаю в маркетинге. На самом деле — нет. Мой опыт с этими семинарами и проектами в международном продукте вообще не релевантен. Плюс — полное равнодушие окружающих: таких проектов, как говна, везде разбросано. Так что ты, как сперматозоид: выживешь среди миллиарда таких же — ну, молодец. Такова природа.
Я купил билет до Нью-Йорка. У меня были знакомые в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе,Сан-Франциско. Я приезжал к ним и тупо просил познакомь меня с кем-нибудь. Знакомился со всеми, кого предлагали, и выяснял, что и как. Был у Василия Эсманова в офисе, например.
Жил всё это время в хостеле: потная, вонючая комната, все там пердят, храпят ночью. Но мне это окей. Я уже полтора года бездомный. Зато я могу много летать по миру. Сейчас я полечу в Лондон на встречу, потом в Барселону. И я не привязан ни к чему. Но это не каждому подойдёт. У меня, например, нет семьи, нет девушки. Меня это не напрягает совершенно.
Короче, много ещё с кем встречался, никто особо ничего не сказал. В Майами так вообще никто не работает, бесконечные тусовки.
В Лос-Анджелесе познакомился с чуваком Шоном Эллисом, который ведёт популярный блог growthhackers.com, он также и придумал этот термин. Это был май, у нас только начал расти трафик, и мы как раз тогда оптимизировали наши соцсети: сделали группы, куда заливали автоматом записи про концерты — с них тоже пошел трафик.
И Шону Эллису наш проектик понравился, он написал письмо, чтобы нас взяли на собеседование. Написал Марвину Лиао, это директор акселератора 500 Startups. Так я поехал в Кремниевую Долину. В первый раз её увидел. Это огромная территория междуСан-Франциско и Сан-Хосе: куча деревень, без границ, длинная такая колбаса.
Я стал готовиться к интервью: читать, что там спрашивают, что рассказывать. У меня было три собеседования. Я прошел их все, и мне сказали — давай, привози команду, начнёте вместе проходить акселерацию. Ну круто-круто. Все приехали, мы сняли дом на четверых на краю Сан-Хосе. Это был таун-хаус, за 3 600 долларов в месяц, и это типа очень дёшево. Гуд дил, гуд дил — все говорили. 270 тысяч рублей за трёшку по русским меркам. И это гуд дил! А в Сан-Франциско ещё дороже. За четыре месяца в Долине мы потратили просто какую-то херову тонну денег.
***
На самом деле, никакой магии там нет. Нам дали офис, два стола в здоровомопенспейсе, где сидели ещё 40 команд со всего мира. Даже был какой-то стартап из Кении. Мы туда ездили каждый день. Не в Кению, имеется в виду, а в Долину. Всё обучение, все лекции, которые там были — это типа «делайте таргетированные кампании в Facebook: для девочек, для мальчиков», «делайте А/В-тесты», «ставьте на сайты счётчики аналитики».
В Долине мы получили 100 тысяч долларов за 5% в компании. Это были третьи наши инвестиции. Под конец обучения наши деньги стали уже заканчиваться, и мы получили эти 100 тысяч. При этом они говорят, что дают 125 тысяч долларов, но доходит только 100 тысяч, остальное «сервис фи» — такая большая комиссия. За офис, еду, обеды два раза в неделю.
На лекции в итоге я забил ходить. Там ещё есть дни, когда приходят крутые чуваки — из Amazon, из PayPal, из Facebook, ты к ним записываешься, и у них есть полчаса на тебя. И вот ты приходишь, начинаешь что-то рассказывать, а они тупо сидят на тебя смотрят с выражением «и чё?», или просто отмазываются — а я не знаю, как тебе рекламироваться, это не моя зона ответственности. Или они могут тебя выслушать и сказать: вообще всё круто, нереально, офигенно, перезвоните мне — никогда.
Это просто американская вежливость. В России все обсирают в лицо. В Долине же все вежливые, все улыбаются. Вот поэтому те, кто ездит в Долину ненадолго — на неделю, на две — они приезжают обратно такие счастливые и заряженные — в России, мол, мой проект все обсирали, а в Долине мне я сказали, что я суперстар.
Или ещё они могут сказать: офигенно, всё очень круто, единственное, что надо поправить — это, это, это — короче всё переделать полностью и сделать заново с нуля.
Да, там может случиться с тобой всё, что угодно, да, там все мозги, да, там куча крутых чуваков, но это всё фейк. Реальный и самый большой плюс — там можно вдохновиться и почувствовать себя лучше: типа я не хуже тех чуваков из Долины, я на одном уровне с ними.
Да, нам дали денег, нам дали офис, все вокруг общительные, прикольные, доброжелательные, куча митапов, тусовок, но там масса недостатков и удручающих вещей. Там нереально дорогая жизнь, просто запредельно. Если ты там зарабатываешь 5 тысяч долларов — это как 150 тысяч в Москве. То есть далеко не самые большие деньги. У меня, например, знакомый снимает однокомнатную маленькую квартирку за 4 тысячи долларов. Цены заломлены невероятно!
Первые месяцы в Долине я занимался фандрайзингом. Это когда ты ходишь по инвесторам, знакомишься, рассказываешь про свой проект, слушаешь отказы, слушаешь говносоветы, бредовые идеи, никто не вникает в твой проект, стартапов переизбыток, тебе уделяют очень мало времени.
***
В России многие жалуются, что тяжело стартовать со своим бизнесом: не успел просраться, уже налогами обложили, а в Штатах всё типа идеально и просто для старта: пока ты оперяешься, никто тебя не трогает и насилует. На самом деле нет. В России ты можешь открыть 25 разных ИП, ООО, в качестве уставного капитала прописать принтер, платить всем в конвертах. Там этого нет. Там я каждую неделю узнавал что-то новое: про новый налог, новые штрафы за новые нарушения. Причём в каждом штате всёпо-своему.
Там очень много заморочек: если у вас есть партнёры, и у них доля меньше 20%, и это иностранцы, но они пробыли в Америке меньше такого-то времени, то они должны то-то, и если ты это не сделаешь с 31 на 32 день, то будет-то-то и то-то.
Все иностранные чуваки, которые открывают в Америке конторы — все поголовно попадают на какие-то штрафы.
Например, к знакомым ребятам-французам пришёл юрист и сразу сказал — вы стопудово делаете что-то не так. Он разбирался два месяца в учёте, и они попали на 20 тысяч долларов штрафа. И это ещё нормально. Здесь у тебя так не получится, что ты берёшь и просто работаешь, не вникая во всё это говно юридическое. Там во всё надо вникать, подавать какие-то формы.
Ну то есть да — открыться типа просто — платишь юристу 2,5 тысячи долларов, и он тебе заводит какую-нибудь ООО-шку. Но это только начало. И 2,5 тысячи — это ещё дёшево. В Калифорнии вообще самый большой Sales tax (налог на продажи). Ещё одни наши знакомые стартаперы, например, получили штраф за то, что открыли виртуальный офис в Калифорнии, а сидели где-то в другом месте — и платили налоги в два штата. Это налог «нексус». На него важно не попасть.
Короче Sales tax — это какой-то кошмар. Если ты покупаешь технику Apple, которая, кстати, тоже тут очень дорогая, а то все говорят дешёвая — а ничерта — так вот, когда ты её покупаешь, на ценнике — не финальная цена. К ней надо ещё прибавлять налог. И если даже в интернете покупаешь — тоже доплачиваешь. Ты никогда не знаешь финальной цены: на продукты, кофе, технику: везде какие-то сборы, какие-то таксы,какие-то отчисления на борьбу с терроризмом. Америка — настоящая страна капитализма, ты тут должен платить за всё.
Не дай Бог ты ещё в больницу попадёшь — это конец. У меня там зуб заболел как-то. Я захожу на сайт клиники неподалёку, выскакивает виджет: если ты заполнишь купон прямо сейчас, ты получишь скидку в 1 тысячу доларов на первый приём. Я такой — чёрт, сколько ж приём тогда стоит? И поехал полечил себе зуб в Рязани за 6 тысяч рублей. Даже с дорогой туда-обратно вышло дешевле.
Связь стоит 60 долларов в месяц, за которые ты получаешь 2 гигабайта мобильного интернета и безлимитные звонки внутри страны. Мы себе оформили семейный тариф и платили всего лишь 120 долларов в месяц за четверых. А в России ты платишь 500 рублей в месяц — и тебе за глаза.
Всё это мифы про Долину. Жить тут дорого, советов по проекту полезных — очень мало. То, чему тут тебя типа учат — много бесполезного. Вокруг просто ходят тусовщики и учат тебя жизни и бизнесу. Смотрели фильм «Социальная сеть» про Facebook, когда у молодого Цукерберга Тимберлейк выудил пять или семь процентов компании, и сказал — уберите «the» из названия? И потом закадровый голос прокомментировал — это было, собственно, всё, что полезного дал этот партнёр проекту. И таких чуваков в Долине с их ценными советами — просто тьма! Нам предлагали заниматься театрами вместо концертов, продавать гитары, продавать концерты во Вьетнаме — и прочее дерьмо.
Долина — это промывание мозгов. Очень много активностей, движухи вокруг тебя. Ты можешь посещать в день по три конференции, по три встречи, митапы и всё что угодно. Открываешь список тусовок в Калифорнии по теме стартапов — и там на каждый день океан предложений. Бесплатное пиво в офисе крупных контор, катание на яхте, нюхание кокаина, совместные пробежки для геев-стартаперов, забеги для белых, забеги для чёрных, отжимания для индусов. И ты смотришь на это и думаешь — да, вот живут же, вот это жизнь, вот это я понимаю. Кто бы из них при этом поднял какие-то деньги.
Например, из нашего набора 40 компаний — одна подняла 7,5 млн долларов, и ещё одна — 2,5 млн долларов, остальные — провал или какие-то крохи. Поднять в долине 50–100 тысяч долларов — не проблема. Но это можно сделать и в России. И опять же, там, если ты хочешь денег, даже эти 100 тысяч долларов, у тебя не будет, как в России — мы сидели ели кашу с моим товарищем, ему понравился мой проект, мы ударили по рукам, и он дал мне несколько миллионов. Там, чтобы получить деньги, тебе нужно иметь бухгалтеров, юристов, постоянно быть настороже, чтобы тебя не обманули.
Есть куча историй, которые никто не любит рассказывать о Долине, как там инвесторы дерут стартаперов. Например, ребята получили 1 млн долларов инвестиций, позже продали компанию за 10 млн долларов, но оказалось, в соглашении с инвестором былкакой-то пункт, что если они продают проект на сумму от 10 млн долларов и меньше, то инвестор получает свои деньги с коэффициентом x10. Инвестор в итоге забрал все 10 млн долларов. А всё потому, что эти чуваки не заплатили 10 или там 20 тысяч долларов за то, чтобы юрист вычитал их контракт. Они сами решили всё прочитать и им показалось, что всё окей.
Юридические услуги стоят здесь очень дорого, но все говорят: никогда не экономьте на услугах юристов. Ты письмо не тому нечаянно отправил, и у тебя на раз взяли штраф за спам три тысячи долларов! За одно письмо! Расскажи это какому-нибудь российскому маркетологу — он со смеху помрёт.
И ты не сможешь там кого-то просто так кинуть на бабки, не заплатить за работу. Например, мы подписывали контракт с одними концертными партнёрами, и по контракту давали им полный доступ к нашему банковскому счёту, чтобы они сами ходили и забирали оттуда деньги за работу.
В Америке все платят налоги. Все. Кто не платят — того размазывают на раз. Все транзакции читаются. Американская система видит всё. Она трекает людей настолько круто, что когда ты вылетаешь из Америки, ты не проходишь паспортный контроль. Они и так всё знают.
И, кстати, про американскую визу, гражданство. Здесь не всё так однозначно. Мой знакомый продал тут компанию за 3 млн долларов и 50% заплатил налогов, так как он американец. Если бы был не американец — заплатил бы гораздо меньше. Так что умные чуваки в Америке наоборот отказываются от гражданства, а не стремятся всеми силами его получить.
Есть одна байка про портного, у которого все клиенты и заказы были только из Америки, но он всем говорил: я сюда езжу снимать мерки: приехал, снял мерки и уехал, я тут не работаю и ничего Америке платить не должен. Вот такое законодательство: снимать мерки и вести переговоры — пожалуйста, а шить костюмы — шей в другом месте или плати кучу налогов.
Я для себя нашел оптимальную схему: ездить сюда, когда надо, встречаться, переговоры вести, но ни в коем случае не жить и не работать на постоянке. Мне дают въезд на полгода и указывают каждый раз дату, до которой я должен свалить. По делам на полгода — вполне достаточно. Ну и кроме того, меня, откровенно говоря, просто доконала эта Долина: из всех щелей проекты, стартапы, инвесторы. Все бредят этими стартапами, это огромный пузырь, никаких разговоров даже других не ведут.
Вывод такой: я несколько месяцев ходил занимался фандрайзингом, это очень унизительное занятие, кстати, ходил по инвесторам, советникам, и понял, что не могу больше этим заниматься. Им всем нужны какие-то очень веские аргументы, так называемые сигналы успеха. Либо же ты должен быть в мощном тренде. Например, начинять дроны марихуаной и продавать это за биткоины — вот это был бы тренд. Тогда ты был бы интересен. Либо у тебя уже должен быть крутой трафик, у тебя должна быть уже миллионная посещалка, миллионы скачиваний — тогда тебя тоже могут заметить. И третий вариант, когда возможна удача — у тебя старый-добрый бизнес: ты продаёшьчто-то, можешь показать инвестору свои прибыли-убыли и сказать: вот мой бизнес, вложи в меня доллар, получишь два.
Я понял, что не могу всем этим заниматься, и вернулся к продукту. И только когда я погрузился в него опять, я заключил кучу контрактов с билетниками, стал полноценным билетным оператором в Америке, могу продавать билеты на крутые концерты Рианны и прочих, решать проблемы людей, своих покупателей. И у нас пошли первые транзакции, так что только с октября мы стали бизнесом. Первый месяц у нас было на 1 тысячу долларов продаж, при маржинальности около 15%.
Иногда мы попадали на какой-то налог там, налог тут, конвертации валют, комиссию за это, комиссию за то — у нас некоторые продажи в минус были. Но сейчас идёт четвёртый месяц, когда у нас очень тяжело, но начало что-то получаться. Вот история транзакций по дням: 3 тысячи долларов в день, 2 тысячи долларов, 2 700 долларов в день, вчера было на 4 000 долларов продаж. У нас стало 14 тысяч пользователей в день, полмиллиона в месяц. Мы начали покупать потихонечку рекламу в сетях Google, в Facebook, к нам стали приходить сами артисты, какие-то проблемы с копирайтом стали появляться из-за того, что мы используем чужие картинки.
Кстати, есть миф, что в Америке постоянно в суд подают за воровство контента. На самом деле нет: если тебе упала жалоба и ты быстро поменял картинку — всё, от тебя отстали, никакого суда не будет. Главное быстро реагировать.
24 января было три года нашему проекту, и вот только-только совсем недавно у нас начало что-то получаться.
Фото из рязанской квартиры. Наш первый офис два года назад
Я посмотрел на весь этот кошмар в Долине, и решил, что лучше буду жить по средствам, не слушать кого-то левого, как правильно жить, не ставить главной целью стартапа быстро поднять денег. Буду разбираться в продукте и, возможно, дальше привлекать инвестиции, но не говорить и не просить у инвесторов денег. Это же вообще такая игра: общаешься с инвестором, но никак не показываешь ему, что тебе нужны его деньги. Все приходят и такие: дядя-дядя, дай денег, а то я умру; а ты приходишь — и мне типа не надо денег, я сам могу.
В бытовом плане есть много чего интересного в США, но не всё так однозначно: там хорошо, а тут плохо. К тому же в бизнесе всё можно делать удалённо: это бредовый план, если вы считаете, что вам всей командой обязательно нужно быть в Европе или Америке. Деловой мир капитализма очень прост: если вы друг другу выгодны, то с тобой будут общаться через Google Translate, терпеть твой английский и всё остальное. Многим ещё нравится жить в Америке, пока они не становятся там налоговыми резидентами.
Нет ни в Штатах, ни в Долине никакой магии. У меня даже было выступление в этой Долине, о котором все мечтают — типа 5 минут славы: ты заходишь в огромный зал, там реально 500 человек умных лиц, все тебя слушают. Но это не значит ничего, вообще ничего. Я встречался с директором Intel Capital — и что? И всё. Ничего не значит.
А вот кем реально круто быть в Долине, ну кроме юристов, конечно, так это сантехником. Как-то у нас повсплывали какашки в унитазе, мы вызвали сантехника, и за 40 минут работы он взял 140 долларов. 140 долларов!