Кто виноват и что делать?

Проблемы крупного российского города

 

«У омских чиновников нет глубинного осознания, что бизнесмен – не дойная корова, не враг государства», – считает глава АРП Вадим Морозов. 

Причины упадка предпринимательства в Омской области называют разные. В целом это неэффективное управление и отсутствие реальной поддержки бизнеса, что привело к разорению омского малого и среднего бизнеса за период с 2007 года. 

«К сожалению, опыт коллег показывает, что «смена прописки» зачастую оказывается оправданной. Вроде бы живем в одной стране, народ один, правила игры должны быть одними и теми же, но фактически оказывается, что даже в Тюмени или соседнем Новосибирске вести бизнес намного комфортней. Я считаю, это огромная проблема омской власти – пока она так и не смогла свои словесные интервенции, направленные на поддержку бизнеса, превратить в реальный дружественный климат для предпринимательской среды», – констатирует Вадим Морозов. 

«В Омске действуют какие-то структуры, которые созданы для разделения бюджета, а не создания продукта. Например, проводился конкурс, на котором победил проект с названием «Удаленный жесткий диск» – то, что давно уже существует на рынке. Это очень сильно отпугивает молодежь от участия в подобных конкурсах, от создания собственных продуктов, потому что они НИКОГДА не найдут инвестиции в Омске под свои, часто инновационные, задумки»,  – Лев Иванищев, соучредитель IT-компании DevelopmentMill, сейчас живет в Москве. 

По мнению Максима Репина, люди бросают бизнес из-за трех факторов: крайне затрудненного механизма получения разрешений на строительство, жесткой системы наказаний бизнеса (речь о пожарном, земельном контроле и прочих) и завышенных арендных и налоговых платежах за землю. Виной этому – неэффективное управление землепользованием и недвижимостью на региональном и муниципальном уровнях. 

«Первая причина – отсутствие механизма выдачи разрешений на землепользование и строительство объектов. В Омске, чтобы получить разрешение на строительство какого-либо объекта, уйдет 3-5 лет. Если в конце 1990-х – начале 2000-х хотя бы за взятки что-то решалось, то сейчас вообще ничего не решается.  Вторая причина – это наказание. У нас все прогосударственные органы в Омске заточены только на наказание бизнеса.  Третья – многократно завышенные налоговые и арендные платежи за землю, которые просто делают бизнес экономически неэффективным.  Развивать не дают, штрафами разоряют и налогом, от которого не скроешься, заводят в окончательный тупик, банкротство. Предпринимательская активность населения абсолютно утрачена. И мы видим поэтому отток людей из региона и пассивность бизнеса». 

Как считает Репин, к упадку привела именно крайне низкая система управления на региональном уровне землепользованием и недвижимостью – основными активами для ведения бизнеса. Решить эту проблему, по мнению девелопера, могут лишь высокоэффективные люди, которые умеют управлять экономикой, землей и недвижимостью. 

«Информационных технологий, я бы сказал, в Омске нет вообще. В основном это аутсорсинг на Запад. Аутсорс – не создание продукта, не создание компании, которая будет нашим Google, а создание продукта для кого-то. К сожалению, я не видел, что создание продукта в пределах Омска кому-то нужно»,  – Лев Иванищев, соучредитель IT-компании DevelopmentMill, сейчас живет в Москве. 

Однако не все относят к главным препятствиям на пути развития бизнеса налоговые сборы и штрафы. По мнению главы Ассоциации развития предпринимательства Вадима Морозова, упадок бизнес-активности связан с недостаточной и несистемной поддержкой бизнеса: 

«Зачастую в нашем регионе лояльное отношение к бизнесу бывает только показным. Если бизнес приходит в район, его надо брать за руку, вести через все инстанции, помогая на каждом этапе, а не чинить препятствия. Еще одна «боль» Омской области – излишняя политизированность экономической отрасли. В той же Тюмени, Новосибирске нет этого. А если задачи экономики не отягощены политическим подтекстом, подковерной возней, то решаются они быстрее и эффективнее». 

Сейчас, по словам Морозова, ведется разработка «дорожных карт» развития региона. По его мнению, для формирования комфортной среды для роста предпринимательства необходимо поддерживать микробизнес и предприятия на уровне сельских поселений, «чтобы за счет них росла экономика района, а затем и экономика области в целом». 

«Власти точно ни при чем – это сверхмалый бизнес. Менталитет людей, которые живут в Омске, играет роль, на него закрывать глаза не стоит. Ведь те же люди и становятся участниками рынка.  Не оставлю без внимания городскую тенденцию к «монетизации» – когда культура потребления любого нового товара не успевает «устаканиться», а на рынок заходят много компаний с единственной целью – прибыль. Потом волна демпинга, волна падения интереса и прочее. Та же ситуация с пейнтболом была в городе – мы единственный регион, где пейнтбол умер»,  – Константин Писарев, продает квест «Выход» на Левобережье. 

Отметим, что подобная проблема зафиксирована не только в Омске – теряют предпринимателей, например, Бурятия, Кировская и Ульяновская области. Однако, по мнению экспертов, для Омской области подобная ситуация является уже критичной. Дмитрий Шадрин подчеркивает, что в иных российских областях также наблюдаются сложности в развитии предпринимательства, и потому нельзя утверждать, что «все так плохо» исключительно в Омском регионе. 

«У многих предпринимателей есть ожидание, что должно все само решаться как-то. Это неправильное ожидание, какое-то немного детское впечатление, что везде – в других областях или за границей – все легко и просто, а вот здесь у нас очень плохо, и поэтому не получается бизнес. Надо посмотреть, почему не получается. Ведь есть примеры, у которых получается», – призывает Шадрин местных предпринимателей не опускать руки и преодолевать сложности. 

«Готовность бизнеса вкладываться в развитие – ее нет»,  – Лев Иванищев, соучредитель IT-компании DevelopmentMill, сейчас живет в Москве. 

Сcылка >>