Левиафан Звягинцева в свете теории Власти. 

Обсуждение на тему книги «Лестница в небо»

Фильм «Левиафан» Звягинцева безусловный шедевр, переполненный смыслами и библейскими символами. Почему-то все соотносят сюжет фильма с ветхозаветным образом Иова. Видимо, из-за названия. Мне же кажется, что фильм «новозаветный» и соотносится совершенно с другим образным рядом. В небольшом приморском городе живут народ и начальство. Народ живёт не пойми как, неустроенно, бесправно и бессмысленно. А начальство живёт полной жизнью, в гармонии с собой, природой, миром и Богом. В меру сил заботится о неприкаянном народе, обустраивает город, решает насущные проблемы. Главный в городе — мэр. Хозяин. Его немного омрачают предстоящие через год выборы, но и это всего лишь рутина. Небольшое беспокойство. Просто «нужно готовить сани летом». А на отшибе, на другом берегу стоит дом.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. (Мф 8:28)

Место это, на отшибе, облюбовал областной архиерей для строительства нового храма во славу Божию и на радость людям. А хозяин дома, Николай, упёрся и не захотел уступать. Вызвал себе из Москвы столичного адвоката, армейского друга. Сам Николай нрава резкого, особенно, когда выпьет. Чуть что, хватается за двустволку. А адвокат привёз компромат из самого Комитета. И пошли они на мэра войной. И схватили они его за фаберже. И мэр растерялся, оторопел. Здесь самое время сделать отступление и, вооружившись теорией власти Щеглова и Хазина, рассмотреть, что же из себя представляет начальство данного городка. Во-первых, никакой властной группировки (в терминах теории власти) мы здесь не видим. Облачённые властью люди связаны только должностной субординацией. Конечно, все повязаны различными делишками, не без этого. Но каждый чувствует свою силу и «свой фронт». Когда мэр пугает, что в случае его непереизбрания полетят все, никто не ведётся. Каждый уверен, что сохранит свой пост и под новым руководством. Это клика (т.е. «группа индивидов, принадлежащих к одной среде и сплочённых общими интересами»), а никак не властная феодальная система. Во-вторых, мэр здесь явно выделяется. И как самая сильная фигура (по субординации). И наличием связей «наверху». Есть у него и собственный силовой ресурс (боевики). Но главное, он явно состоит в некой внешней властной группировке. Его сюзереном является епископ, который не только курирует и направляет, но и, вероятно, поставил мэра «на город» (во всяком случае, по поводу выборов мэр каждый раз едет к нему за советом и помощью). Интересно, что сюзерен не даёт своему вассалу даже рассказать о своих местных проблемах. Местные проблемы должны решаться поставленным это на место. «У тебя свой фронт, у меня свой». Вот это примечательное наставление:

«Всякая власть от Бога. Где власть, там и сила. Если ты власть на своём участке ответственности, решай местные вопросы сам, своей силой. И не ищи защиты на стороне. А то ведь враг подумает, что ты ослаб.» Моисею было отказано войти в землю обетованную только за то, что он усомнился, что сможет добыть воду из скалы (Числа 20:12). Герой же фильма после наставления владыки отринул всякие сомнения и силой изгнал столичного адвокатишку из города. Остался один Николай, но над ним уже начала твориться Божия кара.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. (Лк 8:27)

Местный священник Василий пошёл в магазин за хлебом насущным, встретил Николая и стал его обличать. Что оставил тот Бога, отошёл от Церкви, что покусился уловить левиафана и верёвкою схватить за язык его… И разворачивается изумительное действо. Николай, не раскаявшись, навязывается в помощники, подносит мешок с хлебом. Навстречу выходит матушка, берёт одну буханку и подаёт работнице, которая выливает помои огромным свиньям. Свиньи с наслаждением и чавканьем едят помои. Камера переключается на Анжелу и её жующего мужа, И в голову Анжелы приходит мысль, что это Николай убил её лучшую подругу, у которой была такая интересная жизнь: мордобой, любовник из Москвы…  

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней… (Лк 8:33)

Тем и закончилась эта история. Жизнь в городе продолжается. Мэр успешно переизбран. На месте нелепого дома на отшибе возвышается великолепный храм. На освящение приезжает владыка, собирается вместе народ и начальство. Звучит проникновенная проповедь о правде и тожестве Истины. И удовлетворённые делом рук своих лучшие люди города разъезжаются по своим делам вереницей чёрных внедорожников и прочих авто.

Leviafan2 Было и стало.

хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. (Мф 25:23)

Кстати, про храм. Есть в фильме ещё один храм. Другой. Обделённый вниманием начальства. Разрушенный в революционном порыве прошлого. В нём даже сохранилась одна фреска, повествующая о первом чуде, чуде превращения воды в вино. В этих развалинах собирается молодёжь: укрыться от глаз родителей, посидеть у костра, поболтать, покурить, попить пива, поржать. Именно сюда приходит Николай залить водкой обиду на сбежавшую к любовнику жену. Но жена не сбежала, а сиганула с обрыва. И наутро, в довесок к тяжёлому похмелью, отблеск ночного костра разгорится для Николая в адское пламя.

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. (Лк 8:18)

Сcылка >>