М.Хазин "Еще несколько слов про новую эмиссию".

Рассуждения по поводу причин, по которым ФРС США решила начать новую эмиссионную программу. М.Хазин «Еще несколько слов про новую эмиссию».

Большая часть комментаторов решения Федеральной резервной системы США о начале очередной эмиссионной программы не обратила внимания на одно важное обстоятельство. Дело в том, что последние два года эмиссия в США шла исключительно на поддержание бюджета, который в свою очередь, увеличивал свои социальные выплаты, то есть, по большому счету, поддерживал спрос у наиболее бедных жителей США. А вот объявленная несколько дней тому назад эмиссия направлена на выкуп бумаг у финансовых структур, то есть направлена на поддержание финансового сектора.

Денежные власти США не зря два года тому назад отказались от такой стратегии: как показал опыт, какие бы деньги банкам не давали, они категорически отказываются проявлять альтруизм и поддерживать частный спрос путем кредитования домохозяйств. А поскольку современный кризис – это кризис падения спроса, то и давать деньги финансовым структурам было совершенно бесполезно – что и заставило ФРС от этой практики отказаться.

А что изменилось за прошедшие два года? Есть несколько версий ответа не этот вопрос, и все они достаточно интересны. Версия первая – что у финансовых институтов, у банков, в первую очередь, существенно ухудшилось финансовое положение. Частично это связано с деятельность самого регулятора, который стал куда жестче относиться к «подопечным», частично – с исчезновением нормальных источников прибыли, отличных от государственных денег. Да и постоянные угрозы дефолтов, в том числе и по госбумагам, не прибавляют финансовым институтам уверенности.

Впрочем, тут мы вряд ли узнаем, как обстоят дела на самом деле. По части упрятать свои проблемы в бухгалтерских балансах банки и другие крупные корпорации проявляют удивительную изворотливость, так что рядовой человек что-то узнаёт только после официального объявления о банкротстве. Но ФРС, скорее всего, что-то может знать. Так что этот вариант вероятный – но не гарантированный.

Вариант второй – более оптимистический. У денежных властей США могла появиться надежда, что рынок недвижимости достиг дна и можно попытаться надуть на нем новый пузырь. Руководители ФРС об этом прямо намекали, в частности, Бернанке сказал, что если стоимость имущества граждан будет расти, то они проявят больше склонности к покупкам. Отметим, что денег на эти покупки у большинства нет, так что тут домохозяйствам будет нужна поддержка банков.

При этом последние будут крайне осторожны – никаких намеков на долгосрочный рост недвижимости пока нет, а значит – использовать ее в качестве залогов под новые кредиты они будут с большими опасениями. И если раньше банки решали проблемы нехватки ликвидности путем межбанковских кредитов (под залог деривативов, кредитный мультипликатор достиг перед кризисом величины 17), то сейчас такие кредиты получить крайне сложно – мультипликатор всего около 5. И в этой ситуации банки пойдут на рискованные операции только при поддержке ФРС. Которую поддержку мы и наблюдаем.

Так что не исключено, что банки получили жесткое указание увеличить масштабы ипотечного кредитования, причем получать эмиссионные средства и, соответственно, отдавать с баланса плохие активы смогут только те, кто наиболее преуспеет в этом деле. При этом цель – не столько заставить граждан увеличивать покупку недвижимости, сколько увеличить ее стоимость, что позволит использовать ее как залоги по потребительские кредиты. Другое дело, получится ли такой вариант.

Третий вариант, в некотором смысле, поддерживает второй, только в более простой редакции. Если у денежных властей США есть понимание, что неограниченно увеличивать госдолг, то нужно искать новые источники поддержания частного спроса. Альтернатива – падение ВВП. А банки этого делать не хотят, поскольку риски растут. Вот тут-то и понадобилась помощь ФРС.

Ну и, наконец, есть четвертый вариант, самый простой. Выборы на носу, у Обамы дела не очень хороши – и ФРС просто локально стимулирует экономику перед ноябрьским голосованием. Этот вариант, конечно, имелся в виду, но вряд ли он был единственным. Впрочем, кто знает.

В любом случае, остается один вопрос, а именно — почему нельзя наращивать американских долг, что называется, «до бесконца», за счет эмиссии ФРС? А проблема тут в том, что эмиссионные деньги, сделав несколько оборотов (бюджет – домохозяйства – еда – банки, через возврат кредитов) все равно вернутся в финансовый сектор, который будет их куда-то девать. Единственный вариант – спекулятивные рынки, то есть постоянная эмиссия неминуемо приведет к росту цен на ресурсы. Что, в свою очередь, приведет к росту издержек реального сектора и, соответственно, росту потребительских цен.

В результате, жизненный уровень населения все равно будет падать, а компенсировать сокращающийся спрос полностью из бюджета все равно невозможно – эмиссия в три триллиона в год вызовет такую инфляцию, что экономическая система США, да и всего мира, рухнет почти мгновенно. Вот и приходится денежным властям США выискивать разные креативные ходы – жизнь, что называется, заставляет.

Но можно обратить внимание на одно обстоятельство. В качестве такого «хода» выбран старый добрый вариант пузыря на рынке недвижимости. Один такой пузырь уже лопнул (причем – не до конца!). И не так давно. Это значит, что особой веры в следующий пузырь не будет – то есть это с самого начала будет паллиатив, не решение ситуации, а лишь способ протянуть даже не несколько лет, а, скорее, несколько месяцев. Причем последствия этих месяцев будут далеко не позитивными. И не от хорошей жизни руководство ФРС вытащило этот вариант – ничего другого, судя по всему, просто не видно. Ну, нам-то это и так понятно, но то, что также думают денежные власти США (хотя вслух и не говорят) для нас приятно – поскольку означает, фактически, косвенное признание нашей теории кризиса. Другое дело, что от поиска посткризисных решений это не освобождает.