М.Хазин. Подготовка к прошедшей войне

Опубликован в N12(615) от 06.04.2009 М.Хазин Подготовка к прошедшей войне

После того как с треском провалилась широко разрекламированная Минфином пиар-акция «Трехлетний бюджет», казалось бы, к новым обсуждениям этого проекта следует подходить крайне осторожно. Ан нет — последний его вариант вызывает достаточно серьезные споры. И, скорее всего, несмотря на то, что бюджет примут, в самое ближайшее время придется его вновь пересматривать, в основном из-за неспособности правительства прогнозировать расчетные параметры. Отметим, что и сами чиновники не очень уверены в своих цифрах, о чем регулярно и намекают прессе, посему я буду в дальнейшем исходить из прогноза компании «Неокон», который как был сделан в декабре, так с тех пор и не пересматривался. Цена на нефть, по нашим оценкам, в среднем за год будет порядка $32—34 за баррель (это, разумеется, с учетом долларовой инфляции на мировых рынках). Держать курс доллара на уровне в 35 рублей сегодня неэффективно для экономики, поскольку этот курс не может обеспечить начало процессов импортозамещения. Эффективным может быть курс не менее 50 рублей за доллар в среднем за год. Оценивать же ВВП в рублях мы не беремся в принципе, поскольку рубль 2009 года даже в сравнении с рублем образца 2008 года предстает абсолютно другой валютой, другой единицей измерения — не только из-за того, что в стране инфляция, но и потому, что инфляция в разных секторах экономики радикально разная: нынешний кризис серьезно меняет саму ее структуру. Так вот, по нашему прогнозу, в физическом выражении экономика страны сократится не менее чем на 25%, а в долларовом выражении это сокращение может превысить 40%. Кстати, при пересчете показателя ВВП в доллары с учетом официальных данных можно легко получить снижение реального ВВП более чем на 30%. Напомню: в рублях правительство прогнозирует спад на 2,2%. Эти цифры разительно отличаются от тех, на базе которых сверстан бюджет, — и почти нет сомнений, что наши цифры более адекватны. Особого внимания требует рост расходов и снижение доходов бюджета. Ключевым параметром, который рассматривали чиновники при балансировании бюджета, был его дефицит, точнее, отношение абсолютного значения этого дефицита к объему ВВП. Сделано это, конечно, для того, чтобы невозможно было оценить реальную эффективность тех или иных действий правительства. Но в любом случае, по прогнозу Минфина, дефицит составит чуть менее 3 трлн рублей или 7,42% ВВП (40,42 трлн рублей). По нашему мнению, дефицит федерального бюджета будет существенно выше. Только из-за снижения доходов от экспорта и падения общей экономической активности, которое ведет к снижению собираемости налогов, федеральный бюджет не досчитается более чем 4,5 трлн рублей из ранее запланированных 10,9 трлн рублей. Кроме того, напомню, что помимо федерального бюджета, о котором сейчас идет речь, есть еще региональные и муниципальные (местные) бюджеты. Их суммарный дефицит, по нашим оценкам, составит в этом году не менее 2,6 трлн рублей. В новой версии бюджета на поддержку регионов выделено в сумме 0,3 трлн рублей. Этого явно недостаточно.

Общий же дефицит консолидированного бюджета (без учета внебюджетных фондов) составит более 7 трлн рублей или, если использовать терминологию чиновников, не менее 17% ВВП. Единственным источником финансирования этого дефицита может стать в настоящее время только Резервный фонд. Но его средств, получается, не хватает при курсе доллара в 35,1 рубля. Нам сообщают, что в новой редакции бюджета увеличены социальные расходы. Так ли это? Не совсем. Увеличены расходы на социальные выплаты (пособия по безработице, надбавки различным группам льготников и т.п.), а расходы на здравоохранение и образование урезаны. Поэтому реального роста финансирования социальной сферы не происходит. Более того, сокращены в первую очередь государственные инвестиции, то есть расходы на развитие тех направлений, которые и могут быть катализаторами выхода страны из кризиса. Теоретически основным «выгодоприобретателем» в новом бюджете становится статья «Национальная экономика», на которую приходится основной объем антикризисных мер. Но что они собой представляют? Это поддержка неэффективных предприятий и неэффективной банковской системы. Данные средства стоило бы направить на поддержку людей, оставшихся без работы, и создание новых рабочих мест за счет инвестирования в те сферы, которые будут реально эффективны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы, как всегда, готовимся к прошедшей войне, пытаясь поддерживать то, что устарело. Те же американцы, например, вкладывают в развитие: увеличивают финансирование образования, социальной системы и т.п. И нам стоит у них поучиться: не все же брать у США только самое худшее, типа монетарных методов управления экономикой. Таким образом, мы видим, что рассматриваемый документ не просто не отвечает тем задачам, которые должны ставить перед собой разработчики антикризисных планов, но и не адекватен реальной жизни в экономическом плане, неряшлив в исполнении и безобразен с точки зрения политической. Поскольку ничто так не снижает реальный авторитет власти, как регулярный пересмотр базовых документов экономической политики, каковым как раз бюджет и является.