Революция на Украине
Я не писал и ничего не собирался писать об украинских событиях, ибо не считаю себя специалистом в этой сложной теме. Я очень надеялся, что прочитаю серьёзные аналитические работы, которые мне разъяснят ситуацию и предложат убедительные прогнозы дальнейшего развития событий. К сожалению, такой аналитики оказалось удручающе мало. Даже если брать только добросовестно написанные материалы, а не заказную жертву интеллектом — мне, как на подбор, попадались тексты, для создания которых вовсе не требовалось каких-либо специальных познаний в «украинском вопросе» и в которых наблюдения и выводы, заслуживающие внимания, были скорее обусловлены наличием у того или иного автора элементарного здравого смысла. Нужно признать, что обсуждение «проблемы Майдана» стало одним из крупнейших провалов российского политологического сообщества, и в первую очередь, естественно, его специализированного «украиноведческого» сектора.
Касается это и русских националистов. Подавляющее большинство их рефлексий по поводу Майдана были, по точному определению Олега Кильдюшова, «детскими» — кто-то болел «за», кто-то — «против». Одни благословляли «беркутов» и истерически призывали к введению в Восточную Украину российских войск, другие, зайдясь в эйфории межнационалистического братания, скандировали: «Хлопцы, мы с вами! За нашу и вашу свободу!» Трудно сказать, что более безответственно и нелепо. Первые автоматически становятся в новой Украине персонами нон грата и тем самым лишаются возможностей влиять там в будущем хоть на что-нибудь, вторые — выглядят весьма двусмысленно в свете только что свершившейся отмены Радой закона о региональном статусе русского языка (напоминал же им Константин Крылов о печальном финале польской авантюры Герцена – да всё без толку!)
Трудно припомнить и что-нибудь из более раннего в националистической «украинистике», предсказывающее нынешнюю ситуацию. Могу назвать разве что чисто информативную статью Александра Жучковского и Дмитрия Павлова о партии «Свобода», которая была многократно обругана как якобы апологетическая, причём не только охранителями, но и некоторыми националистами. А между тем она давала материал (собранный, что называется, методом «полевого исследования»), опираясь на который, можно было предполагать, в каком направлении будут развиваться украинская политика.
Единственной здравой позицией, звучавшей в комментариях и заявлениях представителей НДП и близких к ней аналитиков, которой оставалось держаться — печально фиксировать, что «наших» в этом противостоянии нет.
Я меньше всего претендую на какие-то «прорывы» в «майдановедении». Не дождавшись компетентных выкладок от специалистов, я, дилетант, просто хочу высказать несколько банальных и очевидных, но от того не менее горьких, истин. Надеюсь, спецы меня поправят, если что не так.
Первое. После победы Майдана процесс нацбилдинга в Украине вступает в решающую фазу. Впереди – в той или иной форме – «вхождение в Европу», окончательный уход из орбиты «русского мира» и украинизация русских Юго-Востока.
Второе. Победа Майдана в очередной раз выявила антинациональную, антирусскую сущность внешней и внутренней политики правящего режима РФ. Именно в силу своей фундаментальной антинациональности курс последнего на украинском направлении оказался столь бездарным и закончился столь сокрушительным провалом. Таможенный союз без Украины теряет для России ценность, исконные русские территории, щедро политые русской кровью, и миллионы русских людей на ближайшую перспективу для нас потеряны.
Третье. Русские Юго-Востока (пока)не в состоянии предложить какую-либо серьёзную альтернативу западенскому национализму и будут вынуждены приспосабливаться к тому, что им продиктует Киев.
Четвёртое, непосредственно касающееся русских националистов. Мы явно недооценили потенциал украинского национализма. Слабость и провинциальность культурного базиса «украинства» («сало, Шевченко, Бандера»), который среди русских националистов (прежде всего, консервативного толка) принято презрительно третировать, не помешал его впечатляющим политическим успехам. Между тем базис высокой, мирового уровня, русской культуры («Достоевский, Чайковский, Менделеев») нимало не способствует триумфам русских националистов, которые как были, так и остаются политическими маргиналами в РФ. «Сельский национализм» (в терминологии Олега Неменского) западенцев, основанный на простой этнической солидарности, оказался эффективен в условиях государственного кризиса, когда нарушилась стабильная работа структур «городской» цивилизации.
Да, я понимаю, что русский национализм в РФ давят и изводят на государственном уровне, а украинский на Украине – поощряют и пестуют. Но нельзя не видеть, что социальная основа для этого пестования в украинском случае была более благоприятна – Запад попал в советскую молотилку на двадцать лет с лишним лет (и каких лет!) позднее, чем Юго-Восток, и сохранил навыки самоорганизации и традиции сопротивления коммунистическому режиму.
Наконец, самое тревожное. Русские в РФ в большинстве своём – это те же восточные украинцы (даже в ещё более утрированном виде) – советские люди, госслужащие, лишённые способности даже к простой бытовой (не говоря уже о политической) самодеятельности. В отличие от Украины у них нет своего «Запада». Поэтому процесс национального возрождения русских схож с процессом вытаскивания человеком самого себя из болота. Для того, чтобы русский национализм победил, нужна сначала смена правящего режима, но это практически невозможно при том уровне политической пассивности, на котором находятся современные русские. (И эта пассивность актуальна не только для националистов, а едва ли не в большей степени и для левых и либералов). Пока что перед нами замкнутый круг.
Перед глазами рисуется мрачная антиутопия. Всё увеличивающееся мусульманское население РФ объединяется общим проектом создания исламского государства на её территории. «Западом» данного проекта становится Чечня, чей потенциал в этом смысле будет покруче западенского. В таких условиях, не покажется ли жителям русских областей, пограничных с Украиной (на которые, кстати, некоторые украинские националисты уже предъявляют претензии) украинизация куда меньшим злом, чем чеченизация?