Мартин Фельдштейн: «:Еврозоне требуется больше, чем количественное смягчение»

 

Мартин Фельдштейн — профессор экономики Гарвардского университета и почетный президент Национального бюро экономических исследований. В своей статье он пишет: несмотря на тот факт, что ЕЦБ запустил более объемную программу количественного смягчения, чем ожидалось, даже его сторонники опасаются, что этого может быть недостаточно для повышения реальных доходов, снижения уровня безработицы и уменьшения соотношения долга к ВВП у правительств.

Но сначала хорошие новости: ожидание программы QE уже ускорило падение международного курса евро. Более слабое евро будет стимулировать экспорт в странах еврозоны (примерно половина из которых выходят на внешние рынки) и, таким образом, будет повышать ВВП еврозоны. Понижение курса евро также будет повышать цены на импорт и, следовательно, общий уровень инфляции, отстраняя еврозону дальше от дефляции.

К сожалению, этого может быть недостаточно. Успех QE в США отражал их начальные условия, которые очень отличались от тех преобладающих сейчас в Европе. Действительно, страны еврозоны не должны ослаблять их усилия по проведению реформ под предлогом того, что покупки облигаций со стороны ЕЦБ решат их проблемы. Без сомнений, большие государственные долги крупных стран еврозоны препятствуют увеличению расходов или уменьшению налогов для того, чтобы повысить спрос за счет увеличения дефицита бюджета. Но правительства еврозоны могут изменить структуру налогов, дабы стимулировать частные расходы без снижения чистого дохода или увеличения бюджетного дефицита.

Во-первых, задумайтесь, почему способность QE стимулировать экономический рост и занятость в США не означает, что оно будет успешным в еврозоне? Эффект QE на спрос в США отражал финансово-рыночные условия, существовавшие, когда Федеральная резервная система начала свою масштабную покупку активов в 2008 году. В то время процентная ставка по десятилетним казначейским облигациям была близка к 4%. Агрессивная программа покупок облигаций ФРС и ее обязательство держать краткосрочные процентные ставки на низком уровне в течение длительного периода довели долгосрочную ставку до 1,5%. Резкое падение долгосрочных ставок заставило инвесторов покупать ценные бумаги, поднимая цены на акции. Низкие ставки по ипотечным кредитам также стимулировали восстановление цен на жилье. Это, в свою очередь, привело к росту потребительских расходов, что мотивировало предприятия увеличить производство и наем персонала, который означал больше доходов и, следовательно, еще больше потребительских расходов. Таким образом, успех QE в США отражал способности ФРС снизить долгосрочные процентные ставки. В отличие от этого, долгосрочные процентные ставки в еврозоне уже чрезвычайно низкие.

К счастью, QE — не единственный инструмент в распоряжении лиц, формирующих политику. Любая страна еврозоны может изменить свои налоговые правила для стимулирования инвестиций в бизнес, строительство домов, а также потребительские расходы, не увеличивая ни дефицит бюджета, ни — без необходимости — разрешения от Европейской комиссии. Начнем с целей стимулирования инвестиций в бизнес. Налоговые льготы или ускоренная амортизация уменьшает цену инвестиций для фирм и, следовательно, повысит отдачу от инвестиций после уплаты налогов. Кроме того, спрос на новые дома может быть увеличен путем позволения домовладельцам вычесть ипотечные процентные платежи (как в США), или путем предоставления налогового кредита для процентов от платежей по ипотечным кредитам.

Хотя члены еврозоны не могут корректировать свои процентные ставки или курсы своих валют, они могут изменить свои налоговые правила для стимулирования расходов и спроса, а соответствующая политика, возможно, будет отличаться от страны к стране. Национальным политическим лидерам осталось признать, что QE не будет хватать — и начать думать о том, что еще необходимо сделать, чтобы стимулировать расходы и спрос.

Сcылка >>