Михаил ХазинФИНАНСОВЫЕ ПУЗЫРИ

Статья была опубликована в журнале "Профиль" N19(574) от 19.05.2008 Михаил ХазинФИНАНСОВЫЕ ПУЗЫРИ

Как мы и предупреждали (см. «Профиль» N 11, 2008), очередной приступ американской финансово-экономической болезни завершается. Об этом радостно предупредили мир и секретарь казначейства (министр финансов) Генри Полсен, и руководитель Федеральной резервной системы Бен Бернанке. А вот что будет дальше? Какова перспектива развития событий?

Как мы и предупреждали (см. «Профиль» N 11, 2008), очередной приступ американской финансово-экономической болезни завершается. Об этом радостно предупредили мир и секретарь казначейства (министр финансов) Генри Полсен, и руководитель Федеральной резервной системы Бен Бернанке. А вот что будет дальше? Какова перспектива развития событий? Для ответа на этот вопрос необходимо напомнить, что обострение кризиса было в достаточной степени рукотворным: денежные власти США, опасаясь стихийного сдувания финансовых пузырей, прежде всего в сфере деривативных ценных бумаг, связанных с ипотекой, самостоятельно начали реструктурировать финансовую систему и ее активы. Довели ли они эту работу до того результата, который планировали заранее, или нет — вопрос открытый (судя по предварительным оценкам масштабов предстоящих списаний, которые достигали величин в 1,5—2 раза больших реально осуществленных, скорее всего, нет). Но в любом случае в преддверии выборов эта работа была свернута. А вот причины, которые лежали в основе этого процесса, никуда не делись. Накачка экономики США деньгами продолжается и даже усиливается. Это хорошо видно по скорости наращивания совокупных долгов субъектов экономики США (на сегодня более $50 трлн) и долгов домохозяйств (более $14 трлн), которые уже много лет растут намного быстрее и мировой, и американской экономики, со скоростью около 10% в год. В 1990-е годы избыточная ликвидность вывозилась за пределы США, но этот источник иссяк. Затем ее стала поглощать американская финансовая система, из-за чего и надулись финансовые пузыри. После реструктуризации (успешной или незавершенной) возможности финансовой системы по утилизации этой избыточной ликвидности сократились. И в США начала расти инфляция. Формально, с учетом всех ухищрений американской статистики, явных и неявных, она для потребительских цен чуть выше 2%, однако в реальности, в том числе и по оценкам американских же экспертных организаций, уже достигает двузначных значений. А промышленная — еще на пару процентов выше. И вот здесь обнажилось самое на сегодня опасное место для устойчивости американской финансово-экономической системы. Дело в том, что более 80% ВВП в этой стране формируется за счет потребительского спроса. Поскольку зарплаты в США индексируются в лучшем случае на величину официальной инфляции (для простоты — на 2%), то ее значение выше 10% означает, что реальный совокупный спрос сокращается примерно на разницу между этими двумя показателями, то есть как минимум на 8% от общего объема спроса или на 6—7% от общего ВВП страны.

А если процесс роста инфляции будет продолжаться, что, по нашему мнению, неизбежно, то эта цифра может вырасти к концу года и до 12—15% от общего объема ВВП. Это уже не просто спад, это полноценная депрессия. О которой в предвыборный год даже говорить страшно, тем более — правящей Республиканской партии. Отметим, что главным фактором, который позволил Полсену и Бернанке говорить о «конце» кризиса, стало то, что в первом квартале ВВП США не упал. Однако если посмотреть на его составляющие, то видно, что результат этот достигнут за счет резкого роста запасов, на 0,8%, которые превысили положительный показатель ВВП: 0,6%. Иными словами, рост был зафиксирован только за счет того, что были учтены товары, произведенные и ввезенные под старый спрос, но которые не были распроданы в связи с его падением. Данные по второму кварталу показывают, что производство в США уже начало подстраиваться под снижающийся спрос, и запасы сократились, да и импорт уменьшился — только в марте на 2,9%. И что делать денежным властям США в сложившейся ситуации? Останавливать эмиссию, как мы писали в предыдущей статье, невозможно — это спровоцирует обвал сразу и в полном масштабе. Значит, необходимо принять какие-то крайние меры по поддержанию спроса, по меньшей мере, до выборов. Частично эта задача уже выполняется — граждане США вот-вот начнут получать чеки в рамках программы по возврату налогов. Правда, вопреки ожиданиям, согласно опросам, более 80% граждан собираются тратить эти деньги не на потребление, а либо на выплату долгов, либо на сбережения. Так что тут эффекта практически не будет. Есть еще один вариант. Поскольку сильнее всего инфляция в США бьет по ценам на бензин и топливо, можно попытаться на время резко снизить мировые цены на нефть. До $100, а лучше — до $70—80 за баррель. Разумеется, надолго это сделать не удастся, но и не надо: если к началу лета цены упадут, то эффект почувствуется как раз к началу осени, то есть перед выборами. Другое дело, что когда цены вновь поползут вверх, то этот рост прибавится к «эмиссионной» инфляции, и к началу следующего года она может в США подскочить процентов до 25, но это уже находится за «концом географии» нынешних американских властей. Получится у властей США такой финт или нет — пока вопрос. Но в любом случае вопрос стоит только один: когда закончится «ремиссия» и возобновится кризис, до выборов в ноябре или сразу после?