11.04.2016 22:36
США должны оставаться лидером в глобальной экономике, однако удерживать эту позицию за счет концентрации «финансовой власти в своих руках» — ошибочный подход. Об этом заявил министр финансов США Джейкоб Лью в ходе своего выступления в Совете по международным отношениям. По его словам, США должны стимулировать развитие глобальных экономических институтов с помощью расширения числа участников, входящих в них.
Когда в ноябре 2015 г. президент США Барак Обама присоединился к другим мировым лидерам на саммите G20 в Турции, США находились на заключительном этапе многолетних усилий, предпринимаемых для одобрения важных реформ МВФ. Согласованные в 2010 г. с руководством США реформы были разработаны, для того чтобы удвоить основные финансовые ресурсы фонда по борьбе с финансовыми кризисами и модернизировать системы управления за счет увеличения голосов стран с формирующейся рыночной экономикой. Решающий голос при этом должен был остаться за США. Тем не менее реализация реформ была отложена на несколько лет в ожидании одобрения конгресса. Глава МВФ Кристин Лагард на встрече в Турции отметила, что она «молится о том, чтобы США одобрили проведение реформ к концу года». «Вы не должны молиться, Кристина. Это будет сделано», — отметил Обама, отчасти шутя. И действительно, несколько недель спустя конгресс утвердил необходимые законодательные акты. В феврале 2016 г. реформы вступили в силу. Их реализация не только ознаменовала собой финансовый и структурный «водораздел» в долгой истории МВФ, она также стала признаком того, как США претворяют в жизнь принцип экономического лидерства за счет расширения голосов стран, которые активно участвуют в формировании глобальной экономики, и от этого процесса выигрывают все. Тем не менее стоит задаться вопросом: почему так трудно было получить поддержку конгресса? В конце концов, МВФ дал возможность США занять лидерские позиции с момента основания фонда в 1994 г. Наряду со Всемирным банком и Генеральным соглашением по тарифам и торговле (и его преемником, Всемирной торговой организацией) МВФ создал базовую структуру мировой экономической системы, которая позволила экономике возродиться из пепла войны, создал рабочие места, обеспечил рост доходов, которые породили средний класс в мировом масштабе, и поднял сотни миллионов людей из бедности. Но трудность в принятии одобрения не должна была стать полной неожиданностью. Историческая двойственность США в отношении международного взаимодействия проходит тонкой нитью через всю историю США: от прощальной речи Джорджа Вашингтона до отказа сената от участия в Лиге Наций, после начала Первой мировой войны, изначального нежелания США участвовать во Второй мировой войне и до трудного процесса завоевания поддержки конгресса послевоенной экономической системы. Более того, конгресс рассматривал реформы МВФ в то время, когда десятилетия стагнации заработной платы для низкоквалифицированных работников и рост неравенства доходов увеличивали беспокойство в отношении перспектив развития торговли и мировой экономики в целом. На этом фоне аргументы в пользу мирового взаимодействия требуют понимания природы экономической власти США в быстро меняющемся мире.
Однако этот случай является именно тем, что и должны делать те, кто заботится о лидерстве США на мировой арене. История показала, что экономическое лидерство США жизненно важно для благосостояния американских рабочих и их семей. Кроме того, без этого невозможно проектирование США своих ценностей и достижение больших внешнеполитических целей. Вызовы нашего времени требуют обеспечения устойчивости лидерства США. Влияние США в меняющемся мире будет расти, по мере того как страна будет разделять права и обязанности в отношении управления глобальной экономической и финансовой системами со странами с формирующейся рыночной экономикой, такими как Китай.
Идите за лидером
За семьдесят лет после Второй мировой войны в истории произошли грандиозные перемены — в лучшую сторону. В мировом масштабе с 1950 г. реальный доход на душу населения вырос в четыре раза, повысился уровень жизни миллиардов людей, увеличилась продолжительность жизни, расширился доступ к образованию. Динамизм экономики Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии стал неотъемлемой частью торжества рыночной демократии в «холодной войне». Четкие правила и границы в мировых экономических отношениях создают возможности и стимулы для внедрения инноваций, инвестирования и работы — ключевых двигателей экономического прогресса. История показывает, что отсутствие прочной основы не только растрачивает нереализованный потенциал в относительно стабильные периоды, но и создает серьезные риски для кризисных периодов. Разрыв международного сотрудничества в 1930-е гг., когда каждая из стран предприняла односторонние действия, направленные на обеспечение сугубо своих интересов в ущерб другим, привел к Великой депрессии.