Можно ли «энергетически» наказать Россию?

После публикации ряда громких заявлений о возможности «переключения» европейских потребителей на американский газ, американские СМИ поспешили объявить о начале нефтегазовой атаки Обамы против России. В действительности Евросоюза на данный момент ни технически, ни финансово не готов покупать у США энергоресурсы. По крайней мере 10 лет потребуется для адаптации к американскому газу даже самой развитой энергосистеме Европы — германской. Во времена кризиса, когда особенно важно увидеть быструю окупаемость инвестиций, такие проекты не представляются реалистичными. Источник 07.04.2014 После публикации ряда громких заявлений о возможности «переключения» европейских потребителей на американский газ, американские СМИ поспешили объявить о начале нефтегазовой атаки Обамы против России. В действительности Евросоюза на данный момент ни технически, ни финансово не готов покупать у США энергоресурсы. По крайней мере 10 лет потребуется для адаптации к американскому газу даже самой развитой энергосистеме Европы — германской. Во времена кризиса, когда особенно важно увидеть быструю окупаемость инвестиций, такие проекты не представляются реалистичными. Желание немецкой индустрии платить более высокую цену за заморский газ ради сомнительного удовольствия, заключающегося в «наказании» кого-либо, остается под большим вопросом. Германское правительство в отличие от чиновников из ЕС не ставит под сомнение долгосрочные контракты с Россией и будущее газопровода «Южный Поток». 13.03.2014 состоялась встреча главы Газпрома Алексея Миллера с вице-канцлером и министром экономики и энергетики Германии Сигмаром Габриэлем (Sigmar Gabriel). «Германия является главным партнером России на европейском рынке газа и энергетики», заявил Миллер. «На российский газ приходится 40% всего немецкого импорта. В прошлом году объем поставок достиг 40 млрд м3 и вырос на 20% за год». Посмотрев на эту статистику можно сделать очевидный вывод, что все разговоры о трансатлантической солидарности не оказывают никакого влияния на процесс принятия решений правительства Германии. «Нам не нужна эскалация конфликта», заявил Сигмар Габриэль на круглом столе экспертов по энергетической политике в конце марта. «Россия соблюдала свои договорные обязательства даже в самые темные годы Холодной войны». Габриэль знает, о чем говорит. Европе необходимо создать дорогую инфраструктуру для декомпрессии и хранения газа, чтобы полноценно использовать поставки американского сырья. Более того для интеграции «американского» газа в существующую энергосистему европейским странам потребуется построить новые насосные станции. Сопутствующая инфраструктура еще больше увеличит цены для конечных потребителей. Ни капитаны германской индустрии, ни ответственные политические лидеры не поддержат такую политику. Так кто же стоит за требованиями наказания России? Барак Обама продолжает поиск способов наказания Москвы за пределами Европы. Недавние заявления американского президента по проблемам энергетической политики совсем не случайно совпали с его визитом в Саудовскую Аравию. Президент Обама приехал в Рияд для того чтобы опустить цены в обмен на развитие саудовских мощностей по извлечению и сжижению газа для доставки в Европу. Наверное, сам Шарль Морис де Талейран (Charles Maurice de Talleyrand) не смог бы убедить саудовцев сбросить на рынок максимально возможное количество ресурсов в обмен на туманные обещания американской помощи в создании новой газовой инфраструктуры в какой-то неопределенный момент в будущем. Не стоит забывать и о позиции Катара. Между Саудовской Аравией и сверхчувствительным бывшим эмиром Катара есть серьезные личные разногласия, так как никому на Ближнем Востоке не нужен новый конкурент в газовой отрасли. Попытка Обамы повторить нефтяной трюк Рональда Рейгана на Ближнем Востоке и «тряхнуть» мировые цены столкнется со множеством препятствий. Падение цен на нефть ниже $80 вернет на повестку дня еще один вопрос, вызвавший ожесточенные споры во период кампании по переизбранию Обамы, а именно — что делать с Ираком. Даже падение цен на нефть на 10% уничтожит еще не оправившуюся от американского вторжения иракскую экономику. Тем временем Израиль внимательно следит за попытки Белого дома начать сближение с Ираном. Если дядя Сэм попытается ввести энергетические санкции против России, используя свои политические позиции на Ближнем Востоке, он быстро поймет, что зарядил винтовку лишь для того, чтобы выстрелить себе в ногу. Эрнест Мониц (Ernest Moniz), — министр энергетики США, энтузиаст сланцев и политический назначенец Обамы, запрыгнул в самую гущу обсуждения «наказания» России. Он пообещал рассмотреть новые меры по транспортировке сжиженного газа из США в Европу. В данном случае его заявления вряд ли отражают позицию глав крупных нефтедобывающих компаний. Они знают, что точки безубыточности в этой индустрии уже давно далеки от показателей 30-летней давности из-за инфляции и роста операционных расходов. Сегодня лишь один комплекс, — $10 млрд терминал на реке Сабин Пасс компании Cheniere в Мексиканском заливе, обладает необходимыми разрешениями от Министерства энергетики и Федеральной регуляторной комиссии по энергетике США. В начале марта американский экономист Филипп Верлегер (Philip Verleger), работавший в Белом доме и министерстве финансов в 1970-е гг, выступил с экспертным заявлением по вопросу использования энергии для «наказания» России. В своем клиентском новостном письме от 03.03.2014 Верлегер написал, что у США есть инструмент, который можно использовать в целях влияния на позицию России – Стратегический нефтяной резерв (СНР). В данный момент он насчитывает почти 700 млн баррелей (ежедневный объем потребления нефти в мире равняется 92 млн баррелей), 5 млн из которых были выпущены на рынок во время визита в Вашингтон украинского премьера Арсения Яценюка. «Вряд ли кто-то думает, что здесь нет связи», отметил директор новостного департамента информационно-аналитической компании Platts Джон Кингстон (John Kingston). Использование СНР для манипуляций глобальным рынком стало бы по-настоящему чрезвычайным событием. Единственным способом оказать какое-то реальное давление на мировые цены на нефть стал бы выброс на рынок по крайней мере половины СНР и дарование экспортных лицензий всем желающим. Но Министерство энергетики очевидно не готово к таким драконовским мерам. В отчете от 2014 года, написанном аналитиками министерства, известными своей почти религиозной верой в альтернативную энергию, минимальная цена на нефть на 2014 год указана на отметке в $89.75 за баррель. Государственный бюджет России на 2014 год, нагруженный расходами на Олимпиаду, был составлен исходя из средней цены за баррель в $93. Поэтому даже $80-90 вряд ли окажутся катастрофой для Москвы, не говоря уже о $100. К тому же «нерыночное давление» США могут нейтрализовать страны экспортеры. Например, идея «энергетической валюты» уже давно служит горячей темой для обсуждения в ОПЕК и Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ) Gas Exporting Countries Forum (GECF). Впервые в истории американо-российских отношений мы видим публичные дебаты об угрозе экономических санкций, способных оказать долгосрочное негативное влияние на глобальную энергетическую безопасность. Кажется, что администрации Обамы в своих действиях руководствуется главой из старого советского учебника по политической экономии. Очевидно, что на данный момент святыню свободного рынка от Самуэльсона (Samuelson) до Фридмана (Friedman) можно отодвинуть подальше ради наказания суверенной нации. Когда глава самой влиятельной страны в мире говорит манипуляциях рыночными ценами для наказания непокорных игроков, о каком «всемирном свободном рынке» и правилах игры можно вообще вести речь?

Сcылка >>