В бытность мою работы на государственной службе (да и потом иногда тоже) мне приходилось рассматривать множество документов, которые должны были обосновать абсолютно невыгодные для государства, но крайне интересные для лоббистов решения. Мне при этом показалось, что в последнее время их стало как-то меньше и/или они стали не такие наглые, но на днях я наткнулся на потрясающий документ с поэтическим названием «Крабы — возможные пути к распределению квоты» и на меня так пахнуло 90-ми годами, что аж поплохело.
Для начала несколько слов в объяснение. В 90-е — начале 2000-х в рыболовецкой отрасли все было плохо, квоты продавались на аукционе. Затем ввели другой способ распределения квот (сегодня называется «исторический принцип»), который и дал существенный рост отрасли. И в настоящее время делаются попытки вновь ввести аукционы. Все в отрасли знают, кто за этим стоит (желающие могут поискать в интернете, с точки зрения общего подхода это не принципиально), все понимают, что эти «кто-то» хотят сорвать быстрый куш, все понимают, что для отрасли это будет плохо. Но, тем не менее, агентство по рыболовству родило выдающийся документ, который я и хочу прокомментировать.
В документе пытаются дать экономический эффект от разных подходов («исторический», 50% с аукциона, 100% с аукциона). Качество этого анализа феноменальное, об этом чуть ниже, а пока несколько общих слов. Прежде всего, продажа квоты с обязательством построить корабль гроша ломаного не стоит. Напомню, что вся приватизация в стране шла под обязательство инвестиций в приватизированное предприятие. И что? В смысле, где? Через 5 — 10- 15 лет, как говаривал Ходжа Насреддин, «или шах, или ишак, или я умру» и с кого тогда спрашивать?
Те, кто будут участвовать в аукционах, хотят в будущем заработать. А надеяться, что они еще и отдадут деньги на строительство кораблей наивно. В лучшем случае нужно будет подождать, пока деньги вернутся. А это может произойти или в процессе вылова крабов (кто их кстати будет ловить? Те, кто и ловил, только за меньшие деньги, так как владельцами квот будут другие?), или же эти квоты будут проданы (а это уже квотные рантье)! Так что, с большой вероятностью, крабов у нас будут ловить иностранцы, у которых уже не так просто будет эти квоты отобрать, без угрозы попасть уже на западный суд.
Есть еще одно основание считать, что корабли никто закладывать не будет. Дело в том, что даже очень влиятельные лоббисты понимают, что контролировать ситуацию 15 лет они не смогут. Ну, или, хотя бы 5, сколько строятся корабли. Значит, могут прийти новые лоббисты и все переиграть? Нет, уж коли правила игры изменятся, никто в долгосрочную игру играть не будет, квоты буду быстро перепродаваться и никакие «лишние» затраты производиться не будут.
Количество рабочих мест в отрасли уменьшится. Судостроители из-за отсутствия заказов налоги платить не будут. Государству придется заниматься социальным обустройством рыбаков (с учетом того, что и зарплаты у них упадут, причем, чем больше квот будет продано на аукционе, тем больше упадут). Наконец, «старые» добытчики, которые получали кредиты на пополнение оборотных средств (и на строительство кораблей, которые они-то как раз заказывали) эти кредиты вернуть не смогут, что есть чистые убытки для экономики государства.
Теперь несколько слов о самих расчетах. Почему-то в них не считается, что ВВП страны растет от того, что заказываются корабли. Реально заказываются. Но вот в расчете варианта продажи квот с аукционов увеличение ВВП от строительств кораблей отмечено. С замечанием: «с учетом обязательств под строительство кораблей». То есть, по мнению лоббистов, реальное строительство ВВП не увеличивает, а виртуальное «обязательство» — увеличивает! Феноменальная наглость, я такого даже у прихватизаторов из Госкомимущества не встречал!
Ничего не говорится в документе о потерях экономики из-за лишения квот тех, кто добывает краба сегодня. Ведь те квоты, которые планируется выставить на аукцион, не с неба берутся! Там, где написано, что в аукционных вариантах бюджет получает жирный «плюс» (однако при всем желании я его не нашел), нужно бы написать и не менее жирный «минус».
Вообще, по прочтение документа складывается ощущение, что его авторы имели в виду ситуацию, описанную в известном анекдоте про устройство на работу летчика: «— Вы умеете летать? — Да вы что, я и высоты-то боюсь … — А сколько хотите получать? — 900 000. — И зачем вам столько? — Ну, во-первых, 300 — вам! 300 — мне! ну а за 300 будет летать немец, он же согласен летать за 300!». В расчетах явно видно, что их авторы завидуют рентабельности отрасли и хотят «снять» с нее «сверхприбыль». Они не понимают, что такое строительство кораблей, они не понимают, что такое банковские кредиты (которые нужно отдавать), они видят только высокую рентабельность и у них просто слюна капает …
Беда в том, что если квоты начать продавать на аукционах, то те, кто сегодня работает в отрасли, не пойдут на работу к новым владельцам квот на низкую зарплату (а условия работы ухудшатся резко, поскольку, как я уже отмечал выше, новым владельцам нужно будет быстро отбивать затраты). То есть отрасль снова уйдет иностранцам и ВВП страны в целом упадет. Да, при этом доходы в бюджет на первом этапе единомоментно вырастут, но довольно быстро уйдут в минус, когда придется и социальные выплаты увеличивать, и доходы от производителей кораблей перестанут поступать, и банки начнут фиксировать убытки.
В общем, можно отметить, что упомянутая расчеты — это «филькина грамота», предназначенная для того, чтобы формально прикрыть вопрос. Ее авторы не понимают экономики, не знают отрасли и написали заведомую чушь. Будем надеяться, что усилия лоббистов на этот раз не дадут эффекта и экономике России не будет нанесен серьезный урон.