В текущем месяце на рынке физического золота произойдут радикальные изменения: с 20 марта процедура фиксинга дважды в день будет проводиться не четырьмя лондонскими банками, а средствами торговой платформы Международной сырьевой биржи. С 1 апреля Управление по финансовому надзору расширит свои полномочия и будет регулировать не только участников, но также сам фиксинг. Тем самым слитковые банки лишатся контроля над ценой, и все непосредственные участники и доверенные клиенты получат доступ к фиксингу.
06.03.2015
В текущем месяце на рынке физического золота произойдут радикальные изменения: с 20 марта процедура фиксинга дважды в день будет проводиться не четырьмя лондонскими банками, а средствами торговой платформы Международной сырьевой биржи (International Commodity Exchange).
С 1 апреля Управление по финансовому надзору расширит свои полномочия и будет регулировать не только участников, но также сам фиксинг. Тем самым слитковые банки лишатся контроля над ценой, и все непосредственные участники и доверенные клиенты получат доступ к фиксингу.
Это имеет два важных последствия. Во-первых, лондонский рынок изменяется от нерегулируемого к частично регулируемому, что снижает возможности манипулирования ценой. И во-вторых, если крупные китайские государственные банки будут регистрироваться как непосредственные участники, у них появится возможность доминировать на лондонском рынке физического металла, так как устраняется необходимость в посредничестве одного из банков сегодняшней системы фиксинга. Пока непосредственные участники не были объявлены, но нет никаких сомнений в том, что Китай будет представлен.
Последствия перехода к регулируемому рынку
В рамках существующего порядка покупатель или продавец должны торговать через один из банков-участников фиксинга. Информация, получаемая этими банками из данных текущих торгов, имеет кардинальное значение и даёт им квази-монопольное торговое преимущество перед всеми остальными дилерами. Теперь покупатели и продавцы во время торгов будут анонимными.
Таким образом, новая платформа должна обеспечить равные возможности, устраняя преимущество, которым пользовались банки фиксинга. Самое главное то, что господство на рынке перейдёт от привилегированных участников фиксинга к участникам с самыми большими карманами. И это практически наверняка будут китайские участники, государственные банки, которые уже контролируют крупнейший рынок физического золота в Азии — Шанхайскую золотую биржу.
Китайская золотая стратегия
Китай впервые предпринял осознанный шаг в направлении доминирования на золотом рынке ещё в июне 1983 года, когда Государственный совет принял правила контроля золота и серебра. В следующих статьях из английского перевода этих правил можно ясно видеть цели:
Статья 1. Эти правила служат для усиления контроля над золотом и серебром, чтобы обеспечить для экономического развития государства требования в отношении золота и серебра, сделать незаконным контрабанду, спекуляцию ими и деятельность с целью наживы. Статья 3. Государство проводит политику единого контроля и монополии на покупку и распределение золота и серебра. Все относящиеся к золоту и серебру доходы и расходы государственных органов, вооружённых сил, организаций, школ, государственных предприятий и коллективных городских и сельских экономических организаций (далее — внутренние единицы) должны быть включены в государственный план для регулирования поступлений и расходования золота и серебра. Статья 4. Народный Банк Китая является государственным органом, ответственным за контроль над золотом и серебром в Китайской народной республике. Статья 5. Всё золото и серебро во владении внутренних единиц, за исключением сырья, оборудования, домашней утвари и сувениров, разрешённых к хранению Банком Китая, должно быть продано Народному банку Китая. Не должно быть золота и серебра в личном владении или хранимого без разрешения. Статья 6. Всё золото, легально полученное физическими лицами, подпадает под опеку государства. Статья 8. Все покупки золота и серебра проводятся через Народный банк Китая. Внутренние единицы и физические лица не должны покупать золото и серебро без разрешения или доверенности Народного банка Китая. Статья 12. Всё золото и серебро, продаваемое физическими лицами, должно продаваться Народному банку Китая. Статья 25. На количество ввозимого в Китайскую народную республику золота и серебра не накладывается никаких ограничений, но при ввозе необходимо подать декларацию в таможенные органы Китайской народной республики. Статья 26. Досмотр и оформление таможней Китайской народной республики вывозимого за границу золота и серебра производится в соответствии с суммой, указанной в сертификате, выпущенном Народным банком Китая, или в декларации или регистрационном документе, полученном при ввозе. Золото и серебро без сопроводительного сертификата или в количестве, большем объявленного при ввозе, не подлежит вывозу из страны.
Кроме того, Китай целенаправленно развивал добычу золота, не считаясь с расходами, так что в сегодняшнем мире он является крупнейшим производителем. Государственные аффинажные предприятия обрабатывают это золото вместе с импортируемым сплавом Доре. И всё это золото остаётся в Китае.
Процитированные выше правила официально закрепляют монополию государства на всё золото и серебро, реализуемую через Народный банк Китая, но ставят экспорт под очень жёсткий контроль. На основе этих правил и с последующими поправками Народный банк учредил ШЗБ, которая находится под его полным контролем. Цель этих правил состоит не в том, чтобы организовать или разрешить свободную торговлю золотом и серебром, а в том, чтобы контролировать эти товары в интересах государства.
Таким образом, рост китайского импорта, регистрируемый по поставкам населению с 2002 года, является лишь самым недавним свидетельством целенаправленной политики, принятой тридцать два года назад. Китай накапливал золото в течение девятнадцати лет перед тем, как разрешить собственному населению покупать и владеть золотом. Кроме того, физическое золото было легко доступным, потому что семнадцать лет из этого периода приходятся на сильно выраженный медвежий рынок золота, обусловленный сочетанием продаж центральными банками, лизинга, поставок лома, быстрого роста добывающей отрасли и продаж инвесторами. В общей сумме, по моим оценкам, это составило примерно 76,000 т. Двумя основными покупателями всего этого золота большую часть времени были Ближний Восток и Китай. Разбивка по источникам и вероятному спросу дана в моей статье на эту тему, опубликованной в прошлом октябре на сайте GoldMoney, где более подробно обсуждается мировое распределение металла в эти годы.
Если посмотреть с другой стороны, стоимость 25,000 т китайского золота эквивалентна примерно 10% его экспорта за этот период, а в восьмидесятые и особенно в начале девяностых годов происходил также огромный приток капитала, когда транснациональные корпорации строили в Китае заводы. Цифра китайских накоплений золота не более чем обоснованное предположение, но принимая во внимание решительность, выраженную в правилах 1983 года, и последующие события, можно представить себе, что к 2002 году страна накопила значительные не декларированные запасы.
На сегодняшний день долгосрочные планы Китая по приобретению золота, по-видимому, принесли ряд важных результатов. Поставки населению через ШЗБ только с 2008 года составили 8,459 т вместе с возвратом лома, и вероятно, более 9,500 т с 2002 года, если принять оценку объёма внутренней добычи между 2002-2007 годами в 1,352 т.
При столь значительной приверженности этому рынку необходимо предвидеть следующие шаги китайской золотой политики, вот почему изменения в Лондоне играют важную роль.
Китай сейчас имеет возможность занять главенствующую позицию в Лондоне, поскольку нет необходимости направлять поток заказов через банки фиксинга. Поэтому не будет преувеличением сказать, что с 20 марта Китай получит возможность контролировать мировой рынок физического золота, что позволит ему управлять ценой. У Китая самые глубокие карманы и самый крупный сконцентрированный запас.
Мотивы Китая
Мотивы Китая в отношении контроля над золотом практически наверняка изменились. Правила 1983 года составляют часть долгосрочного плана по накоплению части прибылей от индустриализации в виде национального достояния, свободного от контрагентского риска. По аналогичным соображениям десятью годами раньше арабские страны капитализировали обильные доходы, связанные с ценой нефти, что позволило им создать запас во благо будущих поколений. Однако с течением времени мир изменился политически и экономически.
Значимым годом для Китая стал 2002-й, когда были приняты во внимание геополитические факторы. Народный банк Китая учредил ШЗБ, чтобы упростить поставки частным инвесторам. Также в этом году официально утвердила свой устав Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Этот сплав интересов в сфере экономики и безопасности объединил Китай, Россию и ряд богатых ресурсами азиатских государств. Когда к ним присоединятся Индия, Иран, Монголия, Афганистан и Пакистан (а они намерены это сделать), ШОС будет охватывать более половины населения мира. И как следствие, члены ШОС стремятся создать альтернативную систему торговых расчётов без использования доллара США.
На определённом этапе Китай со своим партнёром Россией заставит подняться цену золота в рамках свой валютной стратегии. Это можно объяснить с экономической точки зрения, исходя из того, что владение золотом с правильной ценой позволит Китаю доминировать в мировой торговле, в то время как мы портим наши бумажные валюты. Проще говоря, нет смысла владеть активом и постоянно подавлять его цену. С 2002 года появился геополитический аргумент: Китай и Россия, изначально желавшие идти по пути американского и западного капитализма, уже не стремятся к этому и считают нас неявными врагами. Даже государственные службы Китая поощряют население покупать золото, помогая Западу терять остатки запасов металла и поставлять рыночную ликвидность в Китай.
Удивительно, что западные экономические и политические правящие круги отвергали важность золота и игнорировали все предупреждающие сигналы. Кажется, они не понимают той власти, которую они дали Китаю и России для создания финансового хаоса простым повышением цены золота. Если они это сделают, а это, похоже, лишь вопрос времени, тогда лондонская система частичного резервирования обезличенных золотых счетов просто обвалится, и Шанхай останется единственным крупным рынком физического золота.
Так что неспособность лондонского слиткового рынка видеть дальше своих краткосрочных интересов даёт возможность мощной китайской монополии государственных банков контролировать рынок физического золота. Вероятно, это последнее звено в китайской долговременной золотой стратегии, направленной на доминирование в мировой экономике в партнёрстве с Россией и другими странами ШОС.