Новый прогноз

Ситуация в США с началом 2003 года принципиально изменилась — судя по всему, руководство этой страны неявно признало неизбежность кризиса и отказалось от активной политики по его предотвращению. В настоящее время речь идет исключительно о том, чтобы отодвинуть его на "после выборов". Новый прогноз

Предыдущий прогноз, опубликованный в самом конце 2002 года («Итоги 2002 года и пессимистический прогноз») и уточненный в начале иракской войны («Прогноз на будущее с учетом войны»), устарел. Да в нем и явно было прописано, что он действует только до середины года. Часть его предположений оправдались (например, о сговоре части военной верхушки Ирака с США), часть -нет. При этом следует отметить, что основная логика прогноза не реализовалась не потому, что стало ясно, что описанных событий быть не может в принципе, а из-за того, что события в этом году развивались значительно более медленно, чем в предыдущем. Только вчера, 1 мая, доллар опустился ниже уровня 112 центов за евро (правда, чуть «с разбега» не преодолел уровень 113). При этом есть все основания считать, что где-то до 110 он еще в рамках спекулятивных колебаний поднимется. Средний уровень дефицита бюджета США в текущем финансовом году (от которого прошло 7 полных месяцев) составляет порядка 50 миллиардов долларов, то есть годовой дефицит выходит на уровень 6% ВВП. Это в несколько раз превышает уровень, который А.Гринспен в своем выступлении перед Конгрессом в январе назвал критическим. Уровень первичных обращений безработных за пособием стабильно находится выше 400 000 в неделю, что считается признаком «угнетенного» рынка. С марта месяца опустились ниже критической отметки 50 индексы ISM — и производственной активности, и активности в сфере услуг.Но скорость падения американской экономики остается очень медленной. Фондовые индексы регулярно растут, в конце апреля индекс Доу-Джонса впервые в этом году достиг уровня 8500. И хотя затем он вновь упал, общее ощущение «замедленной съемки» остается. И настоящий прогноз посвящен как раз попытке объяснить это обстоятельство.По моему мнению, причина такой ситуации лежит в том, что принципиальным и радикальным образом изменилось поведение американского государственного аппарата. Его высокое качество и общая высокая культура менеджмента в США делают стратегическую направленность этого государства достаточно прогнозируемой. После выбора стратегической цели (которая, обычно, достаточно публично обсуждается), разрабатывается план ее достижения (далеко не всегда обнародуемый, а частью просто секретный), который неукоснительно исполняется. Причем в том случае, если в процессе реализации какой-нибудь тактической цели обнаруживаются непредвиденные проблемы, то для их решения используются все возможности, «в огонь» бросаются все ресурсы, даже в том случае, если при этом существенно ухудшаются шансы на достижение заявленной стратегической цели. Последним примером такого поведения являлись попытки США сколотить «антииракскую коалицию», ради чего были серьезно ухудшены отношения со «старой» Европой и реально поставлена под угрозу вся американская «пятая колонна» в этом регионе (в частности, судьба нынешнего премьера Великобритании Т. Блэра и отдельных режимов в Восточной Европе).

По моему мнению, причины разногласий между Францией и Германией с одной стороны и США с другой лежат существенно более глубоко, чем война в Ираке. Узаконенная с 1944 года, после принятия Бреттон-Вудских соглашений и только усилившаяся после их отмены в начале 70-х годов система доминирования доллара могла существовать только и исключительно в рамках некоторого консенсуса основных мировых экономических игроков. Базой которого, было обязательство США (явное или, возможно, неявное) гарантировать стабильность мирового финансового обращения (на основе доллара) в обмен на возможность собирать эксклюзивную ренту со всех участников, в том или ином виде использующих доллар. Ситуация последних месяцев показывают, что это свое обязательство США в нынешних условиях выполнить не в состоянии. И пытаясь сохранить собственную внутреннюю экономическую и политическую стабильность, они все чаще и чаще делают это за счет снижения стабильности мировой. В том числе и путем войны в Ираке. Отметим при этом, что никаких реальных целей они своей операцией так и не достигли («Почему США проиграли войну в Ираке.»).Но вернемся к проблеме государственного управления. Описанная политика, хотя и может создавать определенные сложности, но в целом позволяет максимально использовать выучку среднего звена государственного аппарата, который в каждый момент четко знает, какой цели он должен достичь, какие задачи он решает в данный момент и какие ресурсы можно и нужно для этого задействовать.При этом до принятия окончательного решения не исключены многочисленные споры о правильности той или иной стратегии. Например, в США были серьезные разногласия между «командой Пауэлла» и «командой Рамсфельда» в части необходимости и обеспечения операции в Ираке, которые мгновенно прекратились, как только было принято окончательное решение.В частности, попытки бывшего спикера Палаты представителей Н.Грингича в середине апреля обрушиться с критикой на К.Пауэлла (скорее всего, с подачи команды «ястребов» Чейни-Рамсфельда-Райс-Вулфовица-Перла) встретила жесткий отпор, как со стороны Дж.Буша-старшего, так и со стороны официального представителя Белого Дома.Однако в том случае, если стратегическая цель является предельно сложной, такая технология может привести к катастрофе, поскольку в процессе решения тактических задач можно «растратить» тот ресурс, который теоретически позволял бы достичь необходимого результата. Классическим примером является распад СССР, который произошел, в частности, вследствие того, что весь экономический и административный ресурс был использован на реализацию мелких в государственном плане решений.На сегодня, главной проблемой, стоящей перед США, является поиск выхода из экономических проблем, уровень которых уже сегодня ставит под угрозу могущество этой страны. И, начиная с 2000 года, начинаются разработки стратегических планов преодоления экономических сложностей. Первыми из них стали предвыборный план Буша-мл. по сокращению налогов и план монетарных властей по макроэкономическому стимулированию экономики (снижению учетных ставок). Оба эти плана были реализованы и показали свою несостоятельность. Воспользовавшись событиями 11 сентября 2001 года (или организовав эти события для того, чтобы получить такой повод), руководство США перешло к кейнсианским методам прямой государственной поддержки экономики. Ее масштаб (в 2002 году) достиг величин порядка 50 миллиардов долларов в месяц, что привело, в частности, к резкому увеличению бюджетного дефицита, однако позитивный эффект этой политики был заметен только в пределах 6-8 месяцев после ее начала.

Для дальнейшего стимулирования экономики весной-летом 2002 г. начинает разрабатываться план войны в Ираке, целью которого является радикальное снижение мировых цен на нефть и, как следствие, сокращение издержек американских товаропроизводителей, однако к концу года становится понятно, что и эта цель в полном объеме недостижима.К осени 2002 года относятся последние попытки стратегического планирования экономической политики. Президент Буш-мл. говорит о новом плане сокращения налогов и делается попытка «прозондировать почву» на предмет быстрой девальвации доллара (в выступлениях А.Гринспена впервые упомянут в качестве позитивного фактора «золотой стандарт»). Однако в дальнейшем руководство США попыталось, пользуясь военным успехом в Ираке, поднять падающий доллар, что говорит об отказе и от этих планов (хотя не исключено, что они все-таки будут задействованы в случае непредсказуемого развития событий). Что касается налоговой реформы, то ее анализ продемонстрировал, что в своем первоначальном виде она полностью разрушает бюджетную систему отдельных штатов США, из-за чего Конгресс США в апреле т.г. уменьшил ее объем более чем вдвое.Начиная с 2003 года, никаких дискуссий о содержании стратегических планов преодоления экономических проблем в США не ведется, такие планы не реализуются. Происходят только отдельные тактические действия, сводящиеся, в основном, к решению локальных проблем. Например, проблемы авиаперевозчиков, возникшие в связи с войной, закрыли путем принятия программы их поддержки объемом 3 миллиарда долларов (не очевидно, что такие программы соответствуют принципам ВТО).Как уже говорилось, была сделана попытка искусственно поднять курсы доллара и фондовые индексы, воспользовавшись войной в Ираке, однако и эта попытка не очень удалась. Курс доллара уже вернулся на довоенный уровень, фондовый рынок упал относительно локальных максимумов, достигнутых в начале апреля.Все вышесказанное позволяет сделать новый (по сравнению с ситуацией полугодовой давности) политэкономический прогноз развития ситуации в СШАПо всей видимости, политическое руководство США в настоящий момент считает, что надежных методов вывода страны из экономического кризиса не существует и избежать его острой стадии практически невозможно. Только такое понимание ситуации могло заставить государственный аппарат США отказаться от обсуждения стратегических целей в области экономики.Как следствие, стратегические экономические цели заменены на цели политические, главной из которой является обеспечение победы Буша-мл. на следующих президентских выборах. Соответственно, в экономике будут применяться только те тактические методы, последствия которых понятны и прогнозируемы. Иными словами, в настоящий момент основной задачей экономической политики руководства США является не решение реальных экономических проблем, а отнесение их самых неприятных последствий на срок после выборов в ноябре 2004 года. Разумеется, при таком подходе возникают некоторые резервы, которые теперь не используются при реализации стратегических планов, но зато и реальных результатов ждать не приходится – остается только ждать, когда произойдет обвал. И не исключено, что отставка основных экономических стратегов Буша-мл. в предыдущий период П. О’Нила и Л. Линдсея в декабре 2002 г. частично связана именно с их нежеланием участвовать в такой спорной деятельности.

Для недопущения обвального спада в экономике до выборов будет использован метод «затыкания дар». Он состоит в том, что в находящийся в каждый конкретный момент в наиболее критической ситуации сектор экономики (авиаперевозки, фондовый рынок, рынок недвижимости и т.д.) будет осуществляться мощная денежная накачка. При этом будут использоваться как прямые бюджетные деньги, так и средства закрытых фондов Министерства финансов и ФРС, а также прямая денежная эмиссия.В частности, скорее всего будут приложены максимальные усилия для того, чтобы не допустить обрушения рынка недвижимости (закладных) — последнего крупного рынка, поддерживающего высокую потребительскую активность в США. А поскольку это возможно только при низкой учетной ставке, не исключено, что администрация Буша-мл. откажется и от идеи перейти к «рейганомике» — то есть не будет повышать учетную ставку с целью повысить привлекательность облигаций федерального казначейства. Поскольку финансировать государственные расходы все равно необходимо, не исключено, что странам Персидского залива и Европы будет предложены серьезные уступки (доступ к контрактам на восстановление Ирака, согласие на приход к гражданской власти в Ираке местной администрации или даже согласие на выполнение ОПЕКовских квот со стороны Ирака) в обмен на их согласие на массовую покупку долгосрочных облигаций казначейства США.Поскольку такая политика, в целом, неминуемо приведет к постепенному ухудшению жизненного уровня большинства граждан США (увеличение безработицы, инфляция, сокращение денежных выплат со стороны работодателей, уменьшение цен на частную недвижимость и т.д.), то это будет компенсироваться агрессивной пропагандой в стиле «три года упорного труда — десять тысяч лет счастья». Иными словами, американские граждане подвергнутся тотальной пропагандистской обработке на предмет объяснения им необходимости на короткое время (до выборов!) «затянуть пояса» в связи с необходимостью завершить борьбу с внешними врагами (международным терроризмом). Одновременно будет наращиваться давление на политических противников (демократов), которые будут обвиняться в неспособности к решительным действиям по борьбе с «международным терроризмом».Вопрос о том, как долго может продолжаться такая политика и может ли она в принципе завершиться успехом (то есть острая стадия кризиса будет перенесена на конец 2004 года) остается открытым. Если руководству США удастся договориться с арабскими странами и Европой, и они осуществят массированное вливание в американский бюджет, то ситуация может еще какое-то время держаться. Но общий объем необходимых средств составляет сотни миллиардов долларов (только дополнительный дефицит госбюджета может составлять больше 3% ВВП — то есть порядка 300 миллиардов долларов). С учетом серьезных экономических разногласий между США и Европой вопрос о том, сумеют ли США «продавить» необходимые им результаты далеко не очевидны.Если посмотреть на временные рамки современной ситуации в США, то можно отметить следующее. Ряд фундаментальных показателей американской экономики сейчас ухудшается, но в целом, психологическая уверенность американских потребителей растет, в том числе и по итогам активной пропаганды «победы» в Ираке. Однако в июне, когда будет обнародована объективная экономическая статистика за май месяц, скорее всего начнется новый этап падения. В этот период доллар может упасть до 115-120 центов за евро, а индекс Доу-Джонса опуститься процентов на 10, до уровня 7300-7500.

Этот кризис, с учетом снижения деловой активности в период летних каникул, руководству США практически наверняка удастся «купировать». Однако в сентябре, когда начнется период отчетов корпораций по итогам III квартала, и будут опубликованы экономические данные по итогам августа, начнется следующий этап кризиса. Если у США не появится новых источников финансирования бюджетного дефицита, то не исключено, что им все-таки придется поднимать учетную ставку и тогда вопрос о катастрофическом обвале, сравнимым с кризисом 1929-30 гг. становится вполне открытым. Если же такие источники будут найдены, то и этот период, скорее всего, будет преодолен. В этом случае дальнейшие прогнозы можно будет делать где-то в ноябре.