Образец работы Экономического управления Президента в 1997-98 гг. 

Анализ отчета Правительства Президенту РФ Б.Ельцину. Не был направлен на имя Президента в связи с отставкой этого состава Правительства. Анализ Экономического управления Президента Российской Федерации хода реализации Правительством Российской Федерации документа «Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики» (по отчету Правительства от 21 марта 1998 г. N 1442п-П5).

I. В области снижения налогов.

1) Принятие Налогового кодекса.Требование Президента Российской Федерации состояло в том. чтобы новый Кодекс вступил в действие в 1999 г. Для этого, он должен был быть принят в первом чтении не позднее …. . Таким образом, фактически, это обязательство Правительством уже не выполнено.2) Реструктуризация накопленных пени (орфография отчета Правительства) по задолженностиВ отчете Правительства перечислен ряд документов, связанных с реструктуризацией задолженности, принятых в последнее время. Однако, все эти документы были подготовлены еще в 1997 году. Какую работу проделало Правительство по реализации этих документов, а также на какую сумму за отчетный период уменьшился объем задолженности из отчета не видно.

II. В области сокращения неплатежей.

1) Инвентаризация бюджетной сети и кредиторской задолженностиИз отчета не ясно, какую конкретно работу провела созданная Правительством Временная межведомственная комиссия по реструктуризации бюджетных обязательств.2) Внесение изменений в межбюджетных отношенийВ отчете перечислен перечень мер, которые предполагает осуществить Правительство и ряд концептуальных положений, однако из него не следует, что совершило для их реализации хотя бы какие-нибудь конкретные действия.3) Снижение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополийКак следует из отчета подготовлен проект указа Президента, который, однако, в Администрацию Президента не поступил. Та информация по этому проекту, которая содержится в отчете, ставит под серьезное сомнение соответствие этого проекта антимонопольному законодательству (поскольку предполагает, что право доступа к льготным ценам будет определяться самим продавцом — «Газпромом»).Планы-графики, предусмотренные Правительством также пока не подготовлены.4) Снижение бюджетных издержек в жилищно-коммунальном хозяйствеИз отчета не видно, какие конкретно результаты дала работа Правительства за отчетный период.5) Формирование эффективных собственников: — при помощи приватизации Не ясно, какую работу ведет Правительство для принятия упомянутого проекта закона. Из отчета также не видно, что намерено предпринять Правительство, в случае отклонения этого проекта.- при помощи процедуры банкротстваКакие именно нормативно-правовые акты намерено принять Правительство? Какие уже приняты (закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят Советом Федерации 24 декабря 1997 года, подписан Президентом 8 января 1998 года)?

III В области обеспечения своевременной выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных организаций

1) Как следует из данных Госкомстата, подтвержденных в Отчете, за 1 месяц, с 1 февраля по 1 марта, выросла на 31,2%. О том, какие реальные меры предполагает принять Правительство по исправлению этой ситуации, к какому сроку будут достигнуты конкретные результаты ничего не говорится.

2) В области пенсионной реформыПроект пенсионной реформы был подготовлен еще в 1997 году. Что делало Правительство в 1 квартале 1998 года в Отчете не сказано.

IV В области погашения задолженности государства перед военно-промышленным комплексом

В отчете не приводятся главные цифры: задолженность на 1 января и задолженность на 1 марта, причем вторая цифра должна быть существенно меньше первой.Общее описание реструктуризации ничего не говорит о задолженности.

V В области поддержки инвестиций и структурной перестройки производства

1) Бюджет развитияЭкономическое управление неоднократно критиковало концепцию «Бюджета развития», подготовленную Минэкономики и одобренную Правительством. Неоднократные поручения Президента о подготовке программ инвестиционной политики, структурной и промышленной политики Правительством не исполнены.Не ясно, для кого подготовлены предложения о порядке валютного регулирования и контроля за осуществлением лизинговых операций, какими документами они одобрены.Как именно сказывалась на «макроэкономической конъюнктуре для инвестирования в реальный сектор» предыдущие изменения ставки рефинансирования Банка России? Что дает основания считать, что эта конъюнктура улучшится?2) Проведение реформы предприятийПоручением Президента по проекту Постановления «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» Правительству необходимо было развить «концепцию» в полноценную программу. Поручение не выполнено.3) Поддержка инновационной деятельностиПрограмма Президенту не представлена. Проект закона в Государственную Думу не внесен. Концепция реформирования российской науки неоднократно критиковалась Экономическим управлением как декларативная и неэффективная. Эти замечания так и не были учтены Правительством.4) Обеспечение роста прямых зарубежных инвестицийБольшинство проектов документов, указанных в отчете, в Администрацию Президент не поступало. Нет также статистических данных о росте текущих инвестиций в Россию.

VI В области снижения тарифов

Большая часть информации в этой сфере, описанная в Отчете представляет собой планы Правительства, а не результаты. Нет статистики снижения тарифов в I квартале 1998 года (за исключением 5% снижения на электрическую мощность).

VII В области повышения эффективности управления

1) Подготовка высококвалифицированных менеджеров для организаций народного хозяйства2) Подготовка кадров государственной службыПринципиальных замечаний нет, если не считать, что было бы полезно представить статистические данные по специалистам, направленным на обучение за границу — представительство регионов, отраслей промышленности (распределения по министерствам) и т.д.

VIII В области проведения земельной реформы

В Отчете Правительства говорится, в основном, о мероприятиях, которые были подготовлены еще в 1997 году. Не ясно, какие конкретно мероприятия осуществило Правительство в I квартале 1998 года.

IX В области адресной социальной защиты

Из Отчета не ясно, какие конкретно мероприятия были осуществлены Правительством в I квартале 1998 года в области адресной социальной защиты. Полностью отсутствует какая-либо статистика по этому вопросу (в частности, по перечисленным федеральным программам).

X В области обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей

Из отчета не ясно, сколько квадратных метров жилья построено (заложено), сколько военнослужащих получили квартиры, сколько выдано сертификатов.

XI В области приведения законодательных норм регулирования трудовых отношений в соответствие с реалиями рыночной экономики

Из Отчета не ясно, какие именно конкретные мероприятия были проведены Правительством в этой сфере в I квартале 1998 года.

XII В области усиления правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики

Из Отчета не ясно, какие именно конкретные мероприятия проведены Правительством в этой сфере в I квартале 1998 года.

Выводы. Если исходить из материалов Отчета, то следует сделать вывод, что Правительство не сделало практически ничего для реализации плана «12 дел». За исключением пункта VII, посвященного повышению качества управления, нет ни одного пункта, в котором бы говорилось о конкретных результатах деятельности Правительства. Нигде не приведены результаты работы в цифрах (уменьшение задолженности, конкретные социальные выплаты, построенные метры жилья и т.д.). Вообще, создается впечатление, что Правительство направило Президенту копию отчета Аппарата Правительства, критерием работы которого действительно может считаться количество рассмотренных документов (вне зависимости от качества, за которое отвечают министерства и результатов их реализации). По мнению Экономического управления данный документ вообще не может считаться отчетом Правительства Президенту Российской Федерации, поскольку подавляющая часть содержащейся в нем информации не относится к компетенции Президента, а представляет собой внутреннюю «кухню» Правительства. Кроме того, представляется некорректным ссылаться на неоконченную работу (в частности, на документы в процессе согласования). Также не ясно, зачем в отчете Правительства Президенту говорить о планах на будущее (предлагается потратить, реализовать и т.д.) и о созданных комиссиях, рабочий группах, консультативных советах и т.д., когда необходимо говорить о результатх их деятельности.По мнению Экономического управления, данный документ не может быть представлен Президенту и его необходимо возвратить в Правительство с требованием в кратчайший срок подготовить совершенно новый документ.