После выхода нашей недавней статьи об истории невоенных бюджетных балансов крупных развитых стран некоторые читатели интересовались, как повлияет учёт военных расходов на результаты.
Источник 26.02.2014 После выхода нашей недавней статьи об истории невоенных бюджетных балансов крупных развитых стран некоторые читатели интересовались, как повлияет учёт военных расходов на результаты. Вот новый график, показывающий полный бюджетный баланс: Две эпохи бюджетной политики развитых стран. Левая шкала – баланс бюджета в % от ВВП (3-х летнее скользящее среднее). Первая эпоха: 150 лет бюджетной дисциплины. Только 4 эпизода роста бюджетного дефицита выше отметки в 2%, правительства берут взаймы в основном на военные расходы до середины XX столетия. 1-й эпизод – наполеоновские войны, 2 – Гражданская война в США, Австро-прусская война, 3 – Первая мировая война, 4 – от Великой Депрессии до Второй мировой войны. Вторая эпоха: 50 лет разложения. Рост государства, плохое управление и фальшивая статистика в социальной сфере, плохое теоретическое обоснование кредитно-денежной политики. Многие экономисты поддерживают этот сценарий, с радостью уничтожают старомодную дисциплину с помощью дефективных теорий, одновременно занимая теплые места под крылом государства и больших банков. Как и на первом графике, мы начали с 1816 года и четырёх стран (США, Великобритания, Франция и Нидерланды), и затем добавили ещё семь стран в разные временные точки, оценивая каждую страну по ВВП. (Здесь источники данных и подробности.) Новый график, та же картина Смысл один и тот же, независимо от того, рассматривать ли невоенный бюджетный баланс, показанный на предыдущем графике, или полный бюджетный баланс на графике выше. То есть, история не знала рисков, подобных сегодняшним. Повторим мысли из предыдущей публикации: Рост дефицит последних 50 лет показывает, что мы никогда ранее не были в ситуации, подобной сегодняшней. По сути, развитые страны повторяют провальный путь хронически неплатёжеспособных стран развивающегося мира. График показывает, что мы вывернули процесс экономического развития наизнанку. В идеале: страны с развитой экономикой придерживаются строгой финансовой дисциплины, которая помогала им стать сильными в период с начала XIX до середины ХХ века, а развивающиеся страны «догоняют», используя имеющийся опыт и практику. Вместо этого, развитые страны отстают и грозят ввергнуть весь мир в режим возобновляющихся кризисов, привычный, например, жителям Буэнос-Айреса. Снижение возможностей вести войну в связи с состоянием государственных финансов Новый график ещё более наглядно демонстрирует, как изменились цели государственных заимствований. В XIX-м и в начале ХХ века правительства делали заимствования в основном для ведения войн. В самом деле, любая военная история будет неполной без рассмотрения доступности капитала для воюющих стран. Можно утверждать, что государственные заимствования не только позволяют вести войны, но доступность займов является весьма существенным фактором, определяющим победу или поражение армии. Во многих случаях это даже более важный фактор, чем военная мощь.
Именно об этом говорит Найл Фергюсон (Niall Ferguson) в своём бестселлере «Возвышение денег: финансовая история мира» The Ascent of Money: A Financial History of the World. На графике можно видеть три периода значительных государственных заимствований — наполеоновские войны, гражданская война в США и Первая мировая война. Фергюсон связывает окончательный итог каждой из этих войн с большими возможностями заимствований у победителя.) Сегодняшние бюджетные дефициты не увязываются с расходами на танки, бомбы и самолёты. При нынешнем состоянии государственных финансов широкомасштабная война не может не привести к финансовому хаосу. Резкий рост военных расходов несомненно положит конец упованиям на то, что крупные развитые страны не могут оказаться в условиях дефолта и/или конфискации благ. Что ещё хуже, похоже, мы движемся к катастрофе даже без скачка затрат на военные цели. Риск сильнейшего финансового кризиса очевиден как на нашем предыдущем графике, отображающем невоенные бюджетные балансы, так и на графике полных бюджетных балансов. Дополнительный график На графике ниже бюджетные балансы разделены на две части — невоенную часть (красным) (как в предыдущем посте) и военные расходы (синим). Позднее мы добавим детали, в частности, разделение данных по странам. Включает до 11 крупных, развитых стран с использованием многих источников данных и сравнений по ВВП: невоенные бюджетные дефициты впервые в истории превзошли размер военных расходов!