PwC: компании РФ пересматривают стратегии развития

Для российского бизнеса наступило время испытаний: серьезные проблемы создают не только экономическая, но и геополитическая ситуации. 49% директоров считают, что основная задача сегодня – адаптироваться к новым реалиям, чтобы выжить. 34% директоров настроены более позитивно и надеются не упустить свой шанс, который дарит им кризис.  

Отчет PwC о результатах опроса 2015 г. основан на ответах членов советов директоров 163 российских компаний из различных секторов экономики и с разной структурой акционерной собственности, при этом примерно половина респондентов представляли компании с государственным участием.  Елена Дубовицкая, руководитель практики по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития PwC в России: «В рамках нашего опроса членов советов директоров 2015 года мы постарались разобраться, какие вопросы находятся в центре внимания директоров российских компаний и как они реагируют на глобальные вызовы этого года. Респонденты разделились на тех, кто настроен пессимистично и крайне обеспокоен возникающими рисками (таких большинство), и тех, кто все же сохраняет оптимизм и ясно видит новые возможности в сложившейся ситуации (более трети опрошенных). И те и другие в целом стали тратить больше времени на выполнение своих обязанностей в советах директоров, в том числе на рассмотрение вопросов стратегического планирования, антикризисного управления, управления рисками, контроля за деятельностью менеджмента и др. Примечательно, что по сравнению с результатами опросов прошлых лет директора стали более критически оценивать эффективность своей работы, а большинство из них ожидают изменений (в том числе существенных) в составе их советов директоров в ответ на меняющиеся условия ведения бизнеса. Мы надеемся, что результаты четвертого Ежегодного опроса членов советов директоров российских компаний будут полезны директорам, которые ставят перед собой задачу сформировать в своих компаниях устойчивую систему корпоративного управления и в том числе создать сильные советы директоров, что, на наш взгляд, является ключом к успеху в контексте сложных и постоянно меняющихся условий, в которых сегодня находятся российские компании». Основные выводы:   

 

• 32% директоров не берутся прогнозировать результаты деятельности своих компаний через пять лет. 64% директоров ожидают, что их компании получат прибыль в 2015 г. Интересно отметить, что никто из респондентов не предполагает, что их компании получат крупные убытки через пять лет.  • 83% компаний активно пересматривают стратегию своего развития. • Результаты опроса выявляют два ключевых фактора, влияющих на долгосрочные и среднесрочные планы компаний: девальвацию рубля (это вариант выбрали 68% респондентов) и затрудненный доступ к капиталу (58% респондентов).   • 62% директоров отметили, что санкции оказывают негативное влияние на их компании, однако только 11% называют это влияние значительным. Еще 10% утверждают, что санкции благоприятно отразились на их бизнесе. • 77% респондентов сообщили, что уделяют первоочередное внимание повышению операционной эффективности. Антикризисные меры осуществляются в 40% компаний. При этом 38% компаний вынуждены приостановить крупные инвестиционные проекты или вовсе отказаться от их реализации. В то же время компании стремятся максимально адаптироваться к текущим рыночным условиям и работают над диверсификацией своей продукции/своих услуг (38%), внедряют инновации (32%), развивают бизнес в смежных областях (32%) и изменяют приоритеты в географии ведения своего бизнеса (36%).

• 55% компаний расширяют деятельность на внутреннем рынке. 28% компаний взяли курс на расширение присутствия на азиатском рынке.  • Четвертый год подряд стратегическое планирование остается приоритетом №1 в деятельности советов директоров российских компаний (85%). Вторая актуальная тема в этом году – антикризисное управление: доля респондентов, которые хотели бы уделять этому вопросу больше времени и внимания, увеличилась с 26% в 2012 г. до 81% в 2015 г. 68% директоров хотели бы, чтобы советы директоров их компаний уделяли больше времени и внимания вопросам планирования преемственности топ-менеджмента. • 83% респондентов считают, что внедрение принципов и положений нового Кодекса корпоративного управления повысит инвестиционную привлекательность их компаний. 68% компаний работают/или собираются начать работу над внедрением принципов и положений кодекса. 24% не планируют внедрять новый кодекс. 8% считают, что их компании уже соблюдают положения кодекса.

Сcылка >>