С.Роуч. "Американская экономика: цифры говорят за себя"

Один из наиболее адекватных американских экспертов о современной экономической ситуации. Американская экономика: цифры говорят за себя

13.09.11 08:04

Всего лишь одно число, им все сказано. Это число 0.2%. Именно такими темпами росли потребительские расходы в США в течение последних 14 кварталов — в годовом исчислении с учетом поправки на инфляцию, начиная с первого квартала 2008 года, и заканчивая вторым кварталом 2011 года. Еще никогда за весь послевоенный период американский потребитель не был так слаб. Это число отражает большую часть сегодняшних проблем США в частности и всей мировой экономики в целом. В этом периоде беспрецедентной слабости потребителей в США можно выделить две четкие стадии. С первого квартала 2008 года по второй квартал 2009 года: потребительский спрос падал шесть кварталов подряд, с годовой ставки 2.2%. Не удивительно, что падение было наиболее стремительным в разгар Великого кризиса — в третьем и четвертом кварталах 2008 года потребление падало на 4.5%. В середине 2009 года американская экономика достигла дна, тогда потребители перешли на новую стадию — вялотекущего восстановления. В течение последующих восьми кварталов, начиная с третьего квартала 2009 года и по второй квартал 2011 года средний показатель роста составил 2.1% в годовом соотношении. Это самое медленное восстановление потребительского сектора за всю историю ведения статистики — на целых полтора процента медленнее, чем в течение 12 лет, предшествовавших кризису: в период с 1996 года по 2007 год потребительские расходы в среднем росли на 3.6% в год. Ситуация гораздо хуже, чем предполагалось изначально. В рамках ежегодного пересмотра Национальных счетов дохода и продуктов, опубликованного в июле 2011 года, Министерство торговли понизило свою оценку темпов роста потребительских расходов. Трендовое значение за последние 14 кварталов было снижено с 0.5% до 0.2%; большая часть снижения пришлась на первые шесть кварталов периода: падение объемов потребления было пересмотрено с -1.1% до -2.2%.

Я изучил так называемые «базовые переоценки» за последние 40 лет. Эта — самая значительная за всю историю. Никто не сомневался в том, что американский потребитель переживает сложные времена, но опубликованные показатели говорят о том, что падение в период кризиса было глубже, а последующее восстановление еще медленнее, чем предполагалось. Причины на поверхности. Воспользовавшись рекордным бумом кредитования в период беспрецедентного бума на рынке жилья. американские потребители потеряли контроль над своими расходами и жили не по средствам долгие годы. Года лопнули оба спекулятивных пузыря, увязшим в долгах домохозяйствам ничего не оставалось, как только сокращать расходы и восстанавливать свои бюджеты, выплачивая долги и делая сбережения. И в том и в другом аспекте процесс лишь только начался. В начале 2011 года долг домохозяйств снизился до 115% от располагаемого личного дохода по сравнению со 130% в 2007 году. Однако он по-прежнему намного выше 75% — среднего значения за период с 1970 по 2000 годы. Сбережения в первой половине 2011 года выросли до 5% от располагаемого дохода, с 1.2% в середине 2005 года, что также несопоставимо с восьмью процентами, считавшимися нормой на протяжении последних 30 лет двадцатого века. Учитывая то, что потребители еще в начале пути к нормальным бюджетам, можно не рассчитывать на их активность в обозримом будущем. Темпы роста потребления в среднем на 2.1% в год во время вялого восстановления экономической активности — это то, что ждет нас в ближайшие годы.

Этот результат повлечет серьезным образом отразится на экономических прогнозах по трем аспектам: во-первых, потребительский спрос по-прежнему отвечает за 71% реального ВВП, поэтому продолжительный спад потребления будет препятствовать росту экономики США в целом. Все еще витающие в облаках политики в Вашингтоне были бы просто счастливы, если потребители вернутся к порочный путь расходов и жизни в долг, но измученные американские домохозяйства уже научены горьким опытом и знают, как им поступать. Тяжелая артиллерия монетарных и фискальных стимулов лишь сотрясает воздух и никак не помогает досрочно завершить процесс корректировки потребительских бюджетов. Во-вторых, из-за устойчивого спада потребления и низких темпов роста ВВП американская экономика формирует гораздо более слабую траекторию роста, чем та, которая заложена правительством в долгосрочные оценки по бюджету. Бюджетный комитет Конгресса предполагает, что в период с 2013 по 2016 годы экономика в среднем будет расти на 3.4% в год. Если реальный показатель будет на один процент ниже, что вполне вероятно в условиях затянувшегося спада потребления, дефицит бюджета будет гораздо выше. Фактически, по оценкам Комитета, потеря одного процента в реальном ВВП выльется в дефицит бюджета примерно на в 3 трлн. долларов больше за десять лет. Нет нужды говорить о том, что такой дефицит создаст Америке массу проблем. И, наконец, ни одна другая страна больше не способна заполнить пустоты, оставленные американскими потребителями. Европа и Япония не в том положении, чтобы компенсировать слабые места США, а потребительским секторам крупнейших развивающихся стран — в частности, Китая — не хватает динамизма. Таким образом, длительный спад потребления в США усилит давление на экспортно-ориентированные экономики. В этом есть и плюс — они будут вынуждены ускорить реализацию стратегий перебалансировки и сделать больший упор на внутренний спрос.

Что можно сделать? Меры, предпринятые в разгар кризиса — огромные фискальные и монетарные вливания — смогли предотвратить свободное падение экономики в бездну. Однако они совершенно неэффективны в целях стимулирования восстановления. Не стоит этому удивляться, учитывая тенденцию к восстановлению баланса. Какие варианты? Можно простить долги, чтобы ускорить процесс отказа от заемных средств; можно разработать политики, стимулирующие сбережения, чтобы восстановить финансовую безопасность американцев; и, конечно, нужно создавать рабочие места и доходы. Экономика США, как и мировая, не смогут подняться с колен, без американского потребителя. И правым, и левым пора забыть про идеологию и направить политические дискуссии в конструктивное русло.

Стивен Роуч, неисполнительный председатель Morgan Stanley в Азии

Источник: Forexpf.Ru