Советский бюрократ превратился в чиновника европейского типа

Согласно исследованию Центра политического анализа, российские госслужащие стали эффективней, профессиональней и менее коррумпированы В России за последнее десятилетие сформировался принципиально новый тип чиновника. Современный российский бюрократ аполитичен, рационален, высокопрофессионален, эффективен и наделен всеми стандартными качествами классического европейского госслужащего. Кроме того наш чиновник, вопреки сложившимся в обществе стереотипам, не одобряет и не считает нормой коррупционное поведение. К таким неожиданным выводам пришли специалисты Центра политического анализа (ЦПА), которые представили на информационной площадке ИТАР-ТАСС доклад, посвященный имиджу госслужащего образца 2014 года. Основанием для этих заключений стали данные опроса ВЦИОМ, проведенного в конце прошлого года по заказу ЦПА, и экспертные интервью. Однако опрошенным «Эксперт Online» наблюдателям образ нынешнего чиновника представляется не столь радужным. А некоторые эксперты полагают, что коррупционная составляющая в работе чиновников по-прежнему велика и, как сказал Владимир Путин, является серьезной угрозой национальной безопасности России.Реклама

Представляя исследование, гендиректор ЦПА Павел Данилин сообщил, что полученные ВЦИОМ данные его и его коллег «несколько шокировали», так как они идут в разрез с широко распространенным в обществе мнением, что чиновник – «вороватый бюрократ». При этом Данилин сослался на то, что в соответствии с данными проведенного соцопроса, за минувший год только 7 процентов россиян, имевших дело с чиновниками для решения своих проблем (а таковых оказалось 53 процента опрошенных) давали взятки и дарили подарки госслужащим. Большинство из тех, кто признался в даче взятки, — наиболее обеспеченные граждане. Из числа богатых респондентов с чиновниками по разным поводам контактировали 58 процентов опрошенных и только 28 процентов из них сказали, что давали взятки. Таким образом, именно за счет категории высокообеспеченных людей, наиболее включенных в информационные потоки, и формируется в обществе стереотип о высоком уровне коррупции среди чиновничества, заключают специалисты ЦПА. Тогда как полученные цифры кардинально меняют представление о «тотальной коррумпированности» новой генерации российских чиновников, для которых характерно понимание того, что коррупция — это ненормально.

«Взятки – удел богатых. К ним прибегают люди, которые могут позволить себе все в материальном плане», — отметил ведущий эксперт ЦПА Максим Жаров. Он также заметил, что бытующая в СМИ мифологема о высоком уровне коррупции среди российского чиновничества и его неэффективности транслируется очень небольшой социальной группой.

«Такое мнение характерно лишь для высокооплачиваемых специалистов, работающих в коммерческом секторе. Большинство же людей эти мифы не разделяет», — пояснил эксперт и отметил, что ни один из опрошенных специалистами ВЦИОМ бизнесменов не оценил работу чиновников плохо. Тем самым опровергнут еще один распространенный миф о том, что чиновничество – самый главный враг бизнеса, а предприниматели в первую очередь страдают от произвола и коррумпированности госслужащих.

Поддержал коллегу и руководитель научных проектов ЦПА Вячеслав Данилов. Он отметил, что государство ведет серьезную борьбу с коррупцией в среде высших чиновников, законодательно ограничивая их во владении имуществом за границей, счетами в иностранных банках и т.д. Эти меры призваны ограничить те группы, на которые кивают молодые госслужащие, пришедшие работать, а не воровать, считает Данилов.

Результаты опроса ВЦИОМ также показывают, что и не столь богатые россияне, лично знакомые с кем-то из чиновников (таковых среди респондентов оказалось более трети) в целом положительно оценивают деятельность госслужащих. Из них более 80 процентов говорят, что их знакомые госслужащие работают «скорее хорошо» и «удовлетворительно». И только 20 процентов опрошенных считают, что чиновники выполняют свои обязанности плохо.

Кроме того, в докладе проанализировано, как менялось российское чиновничество за последние два десятилетия. Делая экскурс в историю, авторы исследования утверждают, что советский бюрократ окончательно «вымер». А образ чиновника претерпел кардинальные изменения. Отошли в историю правящие в 90-е «красные директора». «Крепкие хозяйственники» и «младореформаторы» тоже остались в прошлом. Пришедшие им на смену в 2000-х годах «эффективные менеджеры», считавшие, что государством необходимо управлять как корпорацией, также отходят с передовых позиций.

Новый же образ российского чиновника пока не имеет определения. Этот факт, подчеркивают авторы доклада, говорит о том, что сегодняшний чиновник в России — прежде всего госслужащий, а не реализация некой идеи относительно принципов управления. Хотя к концу нулевых годов в России начал выкристаллизовываться новый тип отечественного чиновника, соответствующий теории немецкого политэкономиста Макса Вебера о «рациональном бюрократе» или идеальном госслужащем, главными качествами которого являются рациональность, высокий профессионализм и аполитичность.

«Российская бюрократия модифицируется в сторону стандартной веберианской модели – аполитичного рационального чиновника, разделяющего корпоративную этику госслужащих. Это не советский тип бюрократа, ориентированный на выполнение надзорных функций, а бюрократ, оказывающий комплекс услуг населению. Для советского типа была нехарактерна корпоративность, государство стремилось не допустить появления клиентелл. Сейчас же создание своей «команды» стало позитивной ценностью», — подчеркивает Вячеслав Данилов и добавляет, что социологи давно отметили элемент фрустрации в поведении чиновников нижнего уровня, который связан с различием в этосе (совокупность жизненных установок, моральных принципов и т.д. — прим. «Эксперт Online») молодых чиновников и тех, кто начал делать карьеру на государственной службе в 90-х годах.

В итоге докладчики настаивают, что работа современного российского бюрократа нацелена отнюдь не только на зарабатывание денег и получение власти, но также и на «желание реализовать себя за счет изменения к лучшему того фрагмента окружающей действительности, в котором размещена компетенция чиновника».

Впрочем, исследователи из ЦПА признают, что генерация новых российских госслужащих пока еще не столь многочисленна. В то же время они полагают, что процессы формирования современной бюрократии России далеко не завершены. А результаты опроса ВЦИОМ, показывают, что меняются не только чиновники, но и общество. Теперь оно позитивнее относится к госслужащим. При этом наиболее положительно деятельность чиновников (в отличие от критически настроенных людей старшего поколения, помнящих советские времена) оценивает молодежь. В целом же новый образ отечественного госслужащего в глазах общества приходит к норме, которая характерна для традиционных европейских представлений о роли и месте чиновника в обществе, его профессии и призвании.

Еще один любопытный факт. Несмотря на то, что российские респонденты гораздо реже, чем в США и Европе, выражают положительное отношение к чиновникам, достаточно большое число россиян готовы идти в бюрократы. Сегодня занять вакансии на госслужбе не прочь каждый пятый из наших соотечественников.

— Я не согласен с такими выводами. Идеология современных госслужащих – это личное обогащение за счет использования административного ресурса, — высказал свое мнение в интервью «Эксперт Online» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Сегодня люди поступают в чиновники с материальной мотивацией. Нет идеи, которая была в царские времена, а также в советские, которая рухнула с развалом СССР в 1991 году.

— Но тогда тоже было немало казнокрадов.

— Да, воровали. Но деньги хотя бы оставались в стране. Сегодня же все аккумулируется за рубежом. Дети высокопоставленных чиновников учатся за границей, счета и недвижимость тоже там. У нас такая же проблема, которая характерна и для Китая, где даже есть такое понятие как «голый чиновник». То есть все скидывается за границу и тем самым обеспечивается безбедная жизнь и старость.

— Однако нашим чиновникам подняли зарплату. Разве это не может быть мотивацией работать более-менее честно?

— Этой зарплаты хватает только на безбедное проживание. А отложить на пенсию, чтобы жить достойно и в старости, все равно невозможно. Да, в администрации президента и ФСБ пенсии хорошие, а вот в МВД и ФСО – низкие. Нет единой политики. То есть говорить о том, что у нас все замечательно, нельзя. Не случайно глава администрации президента Сергей Иванов и Владимир Путин говорят о том, что коррупция представляет угрозу национальной безопасности, а Дмитрий Рогозин и вовсе предлагает приравнять ее к измене Родине.

— Тем не менее, есть мнение, что взятки больше всего берут даже не чиновники, а представители таких профессий, как учителя, врачи…

— Коррупция идет не снизу вверх, а сверху вниз. Учителя и врачи берут взятки потому, что государство не выполняет перед ними своих обязательств. При этом угрозу национальной безопасности формируют не представители этих профессий, а те, кто занимается откатами, нецелевым использованием средств, хищением бюджетных средств, предназначенных на развитие различных секторов экономики и госпрограмм, завышением смет на строительство дорог и разных объектов. Если бы у нас все было хорошо, в Госдуме не принималось бы столько антикоррупционных законов, то запрещающих чиновникам иметь недвижимость и счета за рубежом, то предусматривающих отдельное наказание за разворовывание бюджетных средств.

— Я не могу назвать себя специалистом по имиджу чиновников, но, на мой взгляд, сделанные выводы весьма оптимистичные, — сказал «Эксперт Online» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Действительно, есть такая тенденция: наши граждане в массе своей не любят чиновников, но при этом многие стремятся пойти работать на госслужбу. Я согласен и с тем, что в России существует разгул коррупции. Однако взятки чаще всего берут гаишники, учителя и врачи.

— При этом председатель антикоррупционного комитета Кабанов утверждает, что главная проблема коррупции – это не взятки перечисленных категорий, а откаты чиновникам и хищение бюджетных средств, к которым имеют доступ тоже они.

— Эти показатели с помощью соцопросов выявить невозможно. Потому что откаты – верхушечная часть коррупции. Там фигурируют большие суммы. Но в эти процессы вовлечено меньшинство высших чиновников. В основном же госслужащие живут небогато. В частности, представители среднего и низшего звена работают под пристальным контролем. К тому же это связано с тем, что властями страны широко развернута антикоррупционная кампания.

— На мой взгляд, это, мягко выражаясь, чушь, — оценил по просьбе «Эксперт Online» представленный доклад глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. — Да, формируются анклавы нового чиновничества. Но это не значит, что они находятся вне коррупционной среды. У нас с советских времен считается, что коррупция – это взятка. Но это не так. И если чиновник оказал поддержку-услугу друзьям или родственникам и не получил за это никаких выгод, тоже не считается коррупцией. Хотя во всем мире считается иначе. Например, в Америке за это сажают, а у нас нет даже оснований для упрека. Я согласен, существуют разные поколенческие типы чиновников. Но есть и разные типы преференций. Показательный пример с Сердюковым. Проблема состоит в том, что он создавал свою команду, которой предоставлял широкие возможности, но сам выгод не получал. В результате — шокирующая ситуация: вокруг него воровали, а он — чист. В этой связи говорить о нормальной веберианской бюрократии в России нельзя, так как наш управленческий класс не мотивируется, так сказать, на кодекс чести госслужащего.

Парадоксальность нашей системы еще и в том, считает Павловский, что представители молодой части управленческого класса, которые хотели бы нормальной разумной деятельности, должны знать, что будут выглядеть белыми воронами и не получат социального одобрения. Так как весь высший госаппарат не аскетичен и не нацелен на служение обществу.

— В России, если хочешь жить красиво, надо идти в бизнес. Тех же, кто идет в чиновники снизу, ожидают жесткие рамки и лишь эмоциональная премия за то, что к тебе хорошо относятся, если ты оказываешь помощь людям, — говорил Павловский. — Верхний этаж управленческого класса отделен от нижнего. Всячески подчеркивается и даже воспевается этика неравенства. Чиновникам низового уровня дается ложная цель – они стремятся попасть туда, куда ходит лифт с ключом. Поэтому в управленческом классе низового уровня копится недовольство. И хотя нашим чиновникам не свойственны анархические радикальные выходки, создается потенциал для конфликта, который обязательно выйдет наружу. Существует также недовольство между силовой и гражданской вертикалями. Обе они вовлечены в коммерческие схемы. Причем, коррупция в силовых системах более скандальна и опасна для государства. Эти две проблемы постепенно будут выходить на первый план. И рано или поздно у нас должно появиться правительство, которое скажет «нет» откатам и разворовыванию бюджетных средств. При этом силовая власть должна быть полностью отделена от бизнеса.

СПРАВКА

Между тем авторы доклада ЦПА опровергают еще и миф о засилье чиновников в России. Несмотря на многочисленные разговоры о том, что у нас слишком много чиновников, их количество на душу населения уступает развитым странам. Порой существенно. Так, по итогам 2011 года, на 10 тыс. человек населения России приходилось 67 чиновников. При этом в Румынии на 10 тыс. населения приходится 250 человек, занятых на госслужбе, в Германии и Норвегии — около 300, в США — около 350, а во Франции — порядка 400. В относительных величинах госслужащих во Франции в 6 раз больше, чем в России. Не подтверждается и миф о том, что в СССР сравнительно с современной Россией число чиновников было значительно меньшим. Авторы доклада приводят высказывание члена Политбюро ЦК КПСС Егора Лигачева, сделанное в 1987-м году: «Около 700 министерств в республиках. В 20 автономных республиках — 400 министерств. Управленческий аппарат — 14 млн. человек». Вместе с членами семей класс госслужащих, пользовавшийся всевозможными льготами, в СССР, по заключение экспертов ЦПА, насчитывал порядка 17 млн. человек.

Сcылка >>