Совет Федерации одобрил изменения в Налоговый кодекс, направленные на деоффшоризацию российской экономики, одобрив Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Крупному оффшоризованному сырьевому олигархическому бизнесу удалось отстоять свои ключевые позиции, выступив мощным консолидированным ядром, а Минфин был вынужден пойти на весьма серьезные уступки и послабления. Этот законопроект является компромиссом, ведь важные тезисы из него были убраны, в том числе в области т.н. контролируемых компаний, сроков возврата и репатриации капиталов из-за рубежа в российскую налоговую юрисдикцию. Как сообщалось, Совет Федерации одобрил изменения в Налоговый кодекс, направленные на деоффшоризацию российской экономики, одобрив Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект комментирует в интервью «Русской народной линии» экономист, консультант Владислав Жуковский: Рассматриваемый законопроект претерпел серьезные изменения, поэтому это уже не тот изначальный закон, который разрабатывался в правительстве и в экспертных кругах. Под нажимом т.н. профсоюза олигархов – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) — в законопроект внесено множество поправок, поэтому здравые идеи были выхолощены, сроки сдвинуты, а тезисы убраны. Крупному оффшоризованному сырьевому олигархическому бизнесу удалось отстоять свои ключевые позиции, выступив мощным консолидированным ядром, а Минфин был вынужден пойти на весьма серьезные уступки и послабления. Этот законопроект является компромиссом, ведь важные тезисы из него были убраны, в том числе в области т.н. контролируемых компаний, сроков возврата и репатриации капиталов из-за рубежа в российскую налоговую юрисдикцию. Поэтому все равно сохраняется огромное количество налоговых и правовых лазеек, позволяющих крупным компаниям осуществлять львиную долю операций за рубежом, платя по остаточному принципу налоги в России. Большая доля операций заточены на оффшоры, а компании предпримут меры по законному и незаконному вывозу капитала. Бегство капитала из России – это хороший показатель по оффшоризации. По официальным данным Центробанка, за 5 лет банки и компании вывезли из страны 490 миллиардов долларов или 20 триллионов рублей. Это треть ВВП (27%) или больше годового бюджета! Капитал из страны продолжает утекать, при этом бюджет терпит огромные налоговые потери. По моим оценкам, благодаря оффшоризации, бюджет недополучит в этом году 2-3 триллиона рублей. Рассматриваемый законопроект – это шаг в верном направлении, но он ударит, прежде всего, по малому и среднему бизнесу, пытающемуся работать за рубежом в оффшорах с целью защиты своего капитала и сокрытия конечных бенефициаров. Ибо оффшоризация бизнеса в России была обусловлена далеко не налоговыми фискальными моментами и интересами. Весьма часто вывозят деньги за рубеж на правах собственности с целью защиты от российских судов, криминала, силового рэкета. Это нередко делают наши силовики, правоохранители при поддержке депутатов, высокопоставленных чиновников на региональном, муниципальном и даже федеральном уровнях. Рассматриваемый законопроект не больно ударит по крупному олигархическому капиталу, ведь олигархи вывезли за рубеж крупные объекты собственности, которые там оставят навсегда. По моим оценкам, речь идет о 2,5-3 триллионов долларов! Это деньги российского капитала, заложенные в иностранные кредитные учреждения, в банки по новым кредитным займам. Эти деньги приносят доход, который в Россию вообще не поступает! Проблему оффшоризации отдельными законами не решить! Необходимо изменить всю макроэкономическую политику, отказаться от «гайдаровщины», «Вашингтонского консенсуса», навязанных в 90-ые годы псевдорыночных реформ. Крупному олигархическому и сырьевому оффшоризованному капиталу на руку принимаемые законы по деоффшоризации. Нельзя говорить ни о каких законах по деоффшоризации, когда одной рукой принимают красивые законы, издают благие указы, а другой рукой проводят макроэкономическую политику, направленную на демонтаж страны, уничтожение реального сектора экономики и разрушение всей созидательной деятельности в стране. Ныне идет обсуждение проблем импортозамещения, деоффшоризации, новой индустриализации, однако правительство продолжает финансировать зарубежные государства. Только с начала текущего года объем неиспользованных правительственных средств в Минфине, в Федеральном казначействе вырос на 2,5 триллиона рублей, превышает на 9 триллионов рублей финансовые средства, размещенные за рубежом и финансируемые бюджетные дефициты США и Европы. Идет оффшоризация государственных резервов в валюте наших стратегических конкурентов и геополитических противников, которые вводят против России санкции. Треть наших резервов вложено во Францию, Германию, Америку. В итоге более 98% государственных резервов находятся на территории стран НАТО. Макроэкономическая политика, при которой Центробанк поднимает ключевую процентную ставку до 9,5%, делая неподъемными ставки по кредитам, приводит к тому, что у нас идет процесс демонетизации, процесс кредитно-денежного сжатия. Денежная масса в реальном выражении за последние 4 месяца упала на 1,5 триллиона рублей. Впервые с 1998 и 2008 гг. денежная масса не растет, а сокращается. О какой деоффшоризации может идти речь, когда монетарными и фискальными властями делается все, чтобы заниматься бизнесом было нерентабельно и убыточно?! А налоговый маневр перебрасывает налоговую нагрузку с внешних потребителей российского бензина, нефти и нефтепродуктов на российских граждан. Цена налогового маневра равна примерно 1,3 триллиона рублей, из них 700-800 миллиардов рублей заплатят рядовые граждане и бизнес в виде роста цен на горюче-смазочные материалы и топливо. Как с деоффшоризацией согласуется политика по ускоренному повышению тарифов естественных монополий?! Газпром, РЖД, Транснефть, электроэнергетики и жилищно-коммунальная сфера берут реванш, в следующем году они собираются поднять цены на 10-15%, хотя в этом году им заморозили тарифы для промышленных предприятий. Это очередной удар по бизнесу. Какая может быть деоффшоризация, когда в России не создают равных условий для конкуренции с другими странами для ведения предпринимательской деятельности?! Последняя инициатива Минфина – ввести непонятные налоги на право заниматься предпринимательской деятельностью. Во всем мире вначале дают стимул для предпринимателя малого и среднего бизнеса, дают налоговые каникулы, льготы, а потом собирают налоги с прибыли. У нас решили обложить малый бизнес налогами в 600 тысяч рублей, до миллиона рублей в квартал или в год, если будут смещены эти условия. Это подорвет на корню деоффшоризацию. Заниматься бизнесом будет просто нерентабельно, тем более, что рентабельность нашей экономики падает уже шестой год подряд. С тех пор она упала в 2 раза с 13 до 5% годовых, это по большому счету ниже в 2 раза, чем ключевая процентная ставка и в 3-4 раза ниже, чем ставка по кредитам в коммерческих банках. Поэтому вопрос деоффшоризации должен сопровождаться созданием благоприятных условий для развития предпринимательства, частной инициативы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Нужно чтобы реальные капиталы из России не утекали, чтобы компании не были основными каналами вывоза этого капитала, ведь именно частный сектор, именно компании, а не финансовые институты, являются ключевым каналом вывоза денег за рубеж. Ежегодно они вывозят за границу примерно по 50-80 миллиардов долларов. Это 2-3 триллиона рублей, иначе 4-5% ВВП. С учетом мультипликатора мы ежегодно теряем до 10% роста ВВП, только за счет того, что капиталы из страны вымываются, налоги не платятся. Поэтому одной рукой пытаются работать в интересах государства, якобы заниматься деоффшоризацией, а другой рукой проводят политику «кудринизма», высоких процентных ставок, устанавливая непонятные разрушительные качели спекулятивной атаки на российский рубль, расшатывающие финансовую систему, и делая кредиты непозволительной роскошью. Центробанк проводит политику дефицита денег, зажимает денежное предложение, проводит секвестр бюджета и все меньше денег остается на инвестиции, инфраструктуру, экономику, поддержку реального сектора, а все большее количество денег тратится на проедание нефтедолларов без реального развития. При этом открываем свои рынки в рамках ВТО не только США и Европе, но и азиатским странам с динамично развивающейся экономикой. Ныне имеем засилье товаров из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Что делать? Вопрос кадров – ключевой в стране. Пока вопросами деоффшоризации занимаются силуановы, улюкаевы, набиуллины, дворковичи и прочие ребята из 90-х годов, ученики Гайдара и Чубайса, доведшие страну до ручки, социально-экономической катастрофы, тотальной оффшоризации, до тех пор вся деоффшоризация будет показной и неполноценной. Львиная доля бизнеса будет выводить деньги из страны, прятать свои права собственности и пытаться не платить налоги в бюджет.