Я уже как-то писал, что специфика поведения аппаратчиков в жестко бюрократизированной системе состоит не в том, чтобы бороться с негативными явлениями, а в том, чтобы ликвидировать источники негативной информации. Именно так действовали Минфин, Минэкономразвития, Центробанк и другие экономические органы нашей власти в последние годы. Они тотально игнорировали предупреждения об опасности и активно объясняли всем, в том числе и руководству, что «все хорошо, прекрасная маркиза».
В отдельных случаях, когда удар стихии был слишком силен, как в Крымске, сохранить ситуацию в тайне не удавалось, соответственно, начинались жесткие «разборки», поскольку, как понятно, чиновник не может быть ни в чем виноват, я писал об этом несколько дней тому назад. Но не следует думать, что в других местах ситуация иная. И вот здесь очень интересно посмотреть на то, как выстраивали свои позиции министерства и ведомства. Они, в последние годы, придумали две модели своей защиты.
Первая состоит в привязке своих результатов к макроэкономическим параметрам. Иными словами, в своих программах министерства, ведомства и другие структуры исходили из того, что, скажем, экономический рост будет «не менее чем». Если в реальности он оказывает меньше, то пишутся многочисленные бумаги, которые показывают, почему запланированный результат и не мог быть достигнут. При этом альтернативные варианты программы, для меньшего роста, естественно, отсутствуют, а виноваты, как понятно, прогнозисты. А поскольку последние, из политических и аппаратных соображений (не нужно расстраивать начальство) всегда экономические показатели занижают, получается, что ни одна из таких программ исполнена быть и не может.
Вторая состоит в привязке к бюджетным показателям. Тут, с одной стороны, все несколько сложнее – поскольку из бюджета деньги могут и дать, но и проще. Ибо всегда можно объяснить, что дали по номиналу, а цены растут (официальные данные по инфляции тут не показатель, издержки по конкретной программе могут быть и выше инфляции), кроме того, начальство со всех бюджетов тоже что-то имеет и по этой причине в том, чтобы «копать» не очень заинтересовано. Но при такой модели проблемы начинаются у Минфина. Если деньги даны, а программа не выполнена, то еще ничего, тут виновны другие, а вот если не даны … Именно по этой причине Минфин так любит занижать показатели инфляции – это позволяет «закрывать» все расходы по номиналу, а уж получатели пускай вопят, сколько хотят.
Но и у Минфина есть свои проблемы. Он клялся и божился перед руководством, что бюджет будет исполнен, и, если, вдруг, доходы резко упадут, то выглядеть руководство этого ведомства будет крайне бледно. Разумеется, там не так давно произошла смена руководителя, но «команда» осталась прежняя и свои обязательства перед политическим руководством страны она должна соблюдать. Тем интереснее посмотреть на то, как эта команда начинает действовать в условиях опасности. Здесь мы цитируем сайт Lenta.ru.
«Министерство финансов посчитало недостаточно пессимистичными разработанные Минэкономразвития кризисные сценарии российской экономики. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на письмо ведомства в аппарат правительства. Минфин предлагает либо доработать существующие прогнозы, либо создать новый пессимистичный сценарий.
В начале августа 2012 года Министерство экономического развития подготовило два варианта развития экономики в случае «второй волны» кризиса. Согласно более мягкому прогнозу, остановить разрастание долгового кризиса в Европе не удастся. В 2013 году большинство государств Евросоюза будут находится в рецессии, а выход из финансового кризиса займет несколько лет. По прогнозам ведомства, в текущем году ВВП еврозоны упадет на 0,6 процента, а в 2013 году снизится еще на процент. Также снизятся темпы роста экономики США. В результате цены на нефть упадут до 80 долларов за баррель в 2013 году, а потом снова начнут постепенно расти.
Темпы роста российской экономики в следующем году могут сократиться до 0,5-1,2 процента, а потом поднимутся до 3-3,7 процента в год. В таком случае прогнозируется ускорение инфляции и скачок курса доллара до 37 рублей, но затем валюта США подешевеет. В Минэкономразвития подсчитали, что доходы российского бюджета упадут на 150-300 миллиардов рублей (на 0,3 процента ВВП).
Второй сценарий — более жесткий — предусматривает дефолты некоторых стран еврозоны и крупных банков, а также возможное изменение политической ситуации в Европе. В таком случае цена на нефть может упасть до 60 долларов за баррель, а курс доллара вырастет до 45 рублей. Доходы бюджета могут оказаться на 1-1,2 триллиона рублей меньше запланированных.
В Минфине агентству РИА Новости сообщили, что ведомство не согласно со сроками, указанными в прогнозах Минэкономразвития. Эксперты Минфина полагают, что кризис продлится минимум несколько лет. Кроме того, в ведомстве считают, что прогноз по оттоку капитала и росту импорта занижен.
Как сообщалось ранее, Министерство финансов готовит альтернативный бюджет на 2013 год, который предусматривает кризисные явления в экономике: падение цен на нефть, снижение курса рубля, рост инфляции. Для подготовки такого документа Минфин запросил прогнозы у Минэкономразвития. Кроме того, с 2013 года расходы государственной казны будут ограничены в соответствии с «бюджетным правилом», согласно которому доходы бюджета будут планироваться исходя из средней цены на баррель нефти за последние несколько лет».
Давайте смотреть, что это значит. Минэкономразвития, которое уже дало политическому руководству страны высокие цифры роста, отказаться от них не может. При этом всем понятно, что эти цифры откровенное вранье, даже если учитывать только заниженную инфляцию. Минфин вежливо это объясняет, при этом, из аппаратной солидарности, ссылается на внешний фактор. На самом деле, он будет еще хуже, чем говорит Минфин, но это говорить нельзя не по экономическим, а по политическим причинам: и в Евросоюзе, и в США, и у нас экономикой «рулит» одна и та же группа и она не может слишком сильно разные свои части «опускать» перед руководством страны: а ну как последнее решит изменить экономическую модель?
Тут, кстати, есть интересный момент. Президент России, все-таки, не идиот, значит, скорее всего, в личных беседах министры и другие экономические функционеры должны ему давать какие-то иные цифры, подправленные. Это несколько снижает «оптимистический» фактор, а последние откровения по поводу кризиса его очень сильно корректируют, но общий тон заявлений Путина показывает, что, тем не менее, общий контур позитивного развития ему его министры и советники обещают. Впрочем, точно оценить ситуацию тут почти невозможно. Минфин явно нервничает. Он четко обозначил проблему: спад в мировой экономике и отток капитала не позволит сформировать доходную часть бюджета. Но вот кто будет виноват? Минфин явно хочет сделать крайним Минэкономразвития: если прогноз не будет пересмотрен, а реальность будет хуже этого прогноза, то виновный очевиден. А если МЭР прогноз пересмотрит? Тоже не проблема, поскольку пересмотр прогноза позволит пересмотреть бюджет и снизить доходную часть – и опять Минфин не виноват.
У МЭРа нет хороших ответов. Поскольку реальное состояние дел он тщательно прятал много лет и новый министр, придя на свою должность, эту ситуацию не вскрыл, взяв тем самым на себя ответственность, любое действие будет плохим. Причем есть еще одно отдельное обстоятельство: именно МЭР много лет планировал экономический рост страны, исходя из притока иностранных инвестиций, а значит, отток капитала – это его персональная вина. Впрочем, есть один вариант.
Если нельзя отбиться по стратегическим позициям, можно попытаться отыграться на тактике. Например, серьезно бить по ЦБ и Минфину в части плохого состояния банковской системы, кризиса ликвидности, отсутствия «длинных» денег. Ну, то есть, «мы» (то есть МЭР) все институциональные и инфраструктурные работы «сделали», но вот те, кто отвечает за институты развития, свою работу полностью провалили.
Я пока не знаю, как осенью пойдут дела, пока только ясно, что стратегия развития у наших либерал-реформаторов больше не прокатывает, а значит, нужно отступить на заранее подготовленные позиции. Сейчас и идет подготовка этой позиции, которая будет включать в себя, скорее всего, поиск виновных (с точки зрения политической логики им должен стать министр экономического развития Белоусов, который, все-таки, не совсем либерал-реформатор) и разработка новой модели, которая будет «впарена» Путину. Частично ее элементы уже проходят «обкатку» (например, признание длительности кризиса), но думаю, что полностью ее предъявят уже осенью.
А вот дальше все зависит уже от самого Путина. Поскольку эта новая модель будет таким же враньем, как и старая, то, теоретически, она опасна для Путина. С другой стороны, 12 лет он не реагировал не откровенное вранье этой группы. Ситуация с тех пор сильно изменилась, причем не в лучшую сторону, но достаточно ли этого для принятия каких-решений … Это пока вопрос. Сcылка >>