Текст написан для km.ru .
Для описания кризиса нам все время выдают показатели, которые, скорее, характеризуют финансовый сектор, чем реальный. Даже ВВП, который, вроде бы, описывает всю экономику в целом, на самом деле является чисто бухгалтерским показателем и допускает довольно сильные вариации в части его интерпретации. Ну, в самом деле, при эмиссии в 10-12% ВВП в год (как это происходило в США в 2008-2009 гг.), можно было бы «нарисовать» и большую прибыль – только вот смотрелась бы она совершенно неубедительно. Но кроме смешивания «коней и людей» в одну кучу, когда к спаду в реальном секторе добавляют эмиссионную по происхождению прибыль в секторе финансовом, есть и другие источники оценки ситуации. И вот – данные по потребительским продажам в Великобритании.
Торговые точки среднего ценового диапазона сообщают о худшей за 40 лет торговле. Связано это, скорее всего, по мнению местных экспертов, с опасениями потребителей, что спад будет продолжаться. Отметим, что одним из двух главных факторов завышенного спроса последних десятилетий, кроме кредитования, стало именно снижение сбережений. И отказ от покупок с целью компенсировать заниженные сбережения может стать серьезный фактором спада спроса.
Как говорят в Конфедерации британской промышленности (CBI), оптимизм среди ритейлеров, после не очень удачного лета, упал до самого низкого уровня в течение двух лет, а руководитель Co-operative Group говорит, что это наиболее худшее время в торговле за последние несколько десятков лет. Исполнительный директор пятого по величине продуктового ретейлера Питер Маркс говорит, что спад «укусил гораздо глубже, чем кто-либо ожидал», и является худшим «какой я видел за более чем 40 лет работы в розничной торговле».
Отметим, что Управление национальной статистики Великобритании в своих последних данных показывает, что во втором квартале ВВП вырос всего на 0.2 процента. С учетом того, что инфляция сегодня занижается всюду, скорее всего, это означает, что спад начался снова. Или даже не прекращался, как это, скорее всего, имеет место в США. Впрочем, в связи со спецификой бухгалтерского подхода, по этому вопросу всегда могут быть разные мнения. Отметим, что член комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии Мартин Уил незадолго до объявления о данных по ВВП (и, безусловно, зная о них) сказал, что банк готов расширить стимулирующие программы, чтобы подстегнуть рост экономики, если это будет необходимо.
Очень интересно, что он имел в виду? Эмиссию? Но опыт США показывает, что эмиссия довольно быстро исчерпывает себя в качестве стимулирующего механизма. Кроме того, это в США, где колоссальный объем внутреннего производства, еще можно что-то стимулировать. Но в сегодняшней Англии … Тут дела сложнее. Хотя, можно стимулировать разных воров из других стран, чтобы они покупали недвижимость и получали политическое убежище. В общем, бизнес не хуже каких других.
Но вернемся к ритейлу. Эксперты жалуются на ужесточение денежной политики (а если ее смягчить – то усилится инфляция), на инфляцию, которая все равно велика, даже на уличные беспорядки, хотя в их основе лежит как раз невозможность потратить деньги на покупки, поскольку их просто нет. Но в основе-то лежит очень простая конструкция. Пока спрос стимулировался, пусть и за счет кредита, под него создавались новые предприятия, торговая инфраструктура и так далее, и тому подобное. И производителю было совершенно не понятно, является ли тот спрос, который он видит в маркетинговых исследованиях, «естественным» или стимулированным», или, даже, «сложно стимулированным», то есть возникшим за счет перераспределения в экономике эмиссионных денег.
А сегодня кредит заканчивается, но производитель, как и ритейлер, видит только падение спроса. Они его пересчитывают, делают новые заказы – и обнаруживают, что они снова избыточны, что спрос снова упал. Они, естественно, сетуют на знакомые причины, и, не понимая истинных структурных механизмов нынешнего кризиса, снова и снова делают ошибки. И все сказки о росте ВВП, о улучшающихся финансовых показателях – никак не влияют на этот процесс, поскольку, в конечном итоге, на спрос практически не влияют.
Отметим еще одно смешное обстоятельство. Одним из ключевых монетаристских методов борьбы с кризисом сегодня является психологическая мотивация спроса. В самом деле, говорят монетаристы, которые находятся у власти, сбережения же стали больше, чем пару-тройку лет назад? Ну так почему бы их людям не потратить? И начинается активная пиар-кампания (чтобы не сказать вакханалия), целью которой является доказать, что кризис закончился и люди снова могут тратить, тратить и тратить. И некоторые, действительно, по глупости начинают. А зря.
Собственно, вот по таким мелочам и видно, что на самом деле происходит в экономике. Отраслевые объединения предпринимателей пишут о продажах в своих отраслях и об инфляции в них же, ритейлеры описывают реальное состояние дел с продажами, и так далее, и тому подобное. А вот в общих обзорах этих «мелких» тонкостей не видно, там все больше макростатистика, которая, часто дает больше оснований для оптимизма. И как не доказывай, что этот оптимизм построен на фальсификации, искажениях и натяжках – многие не верят. Пока их не ткнешь носом в конкретику, которая пишется мелким шрифтом на самых дальних страницах обзоров.
В общем, я, конечно, виноват, что не слишком часто пишу про такие частности. Но, с другой стороны, как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное! Так что я ,все-таки, по больше части буду ограничиваться макроэкономическими вопросам, а частности оставлю для самостоятельного изучения читателями. Кстати, совершенно не возбраняется присылать мне ссылки на такие материалы и на блог, и на сайт – это всем будет полезно.