Тема И еще о "расширеном" правительстве

Я уже писал о своих впечатлениях по поводу встречи с Медведевым и попытался сформулировать ту цель, которую он преследует. Ну, или, точнее, чувствует. Еще раз повторю, это мое личное впечатление, никак не следующее из какой-то инсайдерской информации, которую я, к тому же, ниоткуда не получал.

На всякий случай напомню, что речь шла о том, что Медведев хочет создать некоторый внешний контур контрля над деятельностью собственно правительства (так сказать, чистых чиновников). Контур, который ему нужен и для формрования задач для правительства, и для контроля над тем, насколько адекватно оно исплнило его поручения. Проблема эта действительно существует, сегодня бюрократическая система в состоянии на аппаратном уровне блокировать любые внешние инициативы.

Последний раз, когда этот блок удалось преодолеть, был в 1997-98 гг., и связан он был с работой Экономического управления Президента, однако это стоило всем ключевым работникам этой структуры большого количеств разных неприятностей, в частности, я был вынужден уйти с госслужбы. С тех пор ситуация в отношениях бюрократии и номинальной власти выстравалась исключительно в пользу первой.

Теоретически, можно было бы попытаться бороться с этой системой на аппаратном уровне, в некотором смысле воссоздав систему, которум мы построили к лету 1997 года. Однако в реалии не очень понятно, кто бы мог ее строить — люди, которые работали тогда стали сильно старше, да и на госслужбе в большинстве своем давно не работают, а молодежь просто не обладает необходимой квалификацией — общий уровень аппарата с тех пор сильно упал. Да и кто ее искать будет, эту молодежь?

И вот Медведев, судя по всему, решил использовать другой прием — в качестве постановщика задач и интерпретатора качества выполнения поставленных задач он, решил выбрать некоторый круг общественности, который и называет «расширенным» правительством. Впрочем, пока это только мои соображения, но Медведев продолжает свои рассуждения на тему и дальше идет, во многом, прямая речь.

«Росийским чиновникам не хватает заинтересованности в своем деле, — заявил президент РФД.Медведев, выступая на встрече с учеными и предпринимателями в Сколково». «Было бы здорово, если бы мы создали новый класс людей, которые способны будут решать задачи по созданию новой современной экономики», — продолжил он. Дальше он посетовал на то, что российские чиновники сильно отличаются от чиновников других стран. По мнению президента, «нашим» не достает заинтересованности, желания заниматься своим делом по велению сердца. «Даже если есть нормальный человек, который и взяток не берет, у него тусклые глаза, ему не интересно», — сказал Медведев.

Тут я бы поспорил, законы бюрократической машины во всех странах одинаковы. Но  есть один серьезный нюанс: в странах «запада», как бы не относиться к слову «демократия», ключевые решения принимаются на политическрм уровне. Да, зачастую политическая борьба сводится к профанации там, где есть интересы крупного капитала, но есть масса вопросов, которые можно решить вполне успешно, если не давать их на откуп чиновникам. У нас политической борьбы нет, а попытки ее имитировать, в общем, не очень удаются. А Администрация Президента, которая несколько раз пыталась взять на себя функции ЦК КПСС и самостоятельно принимать решения, явно со своей задачей не справилась. То ли из-за специфического механизма подбора кадров, то ли из-за отсутствия внятной политической линии, то ли еще почему. Во всяком случае, в той ситуации, в которой я точно знаю причины, во время разгрома Экономического управления весной-летом 1998 года, во многом ключевым фактором стали коммерческие интересы конкретных чиновников.

Иными словами, частично слова Медведева являются иллюзией. «Блеск в глазах» у бюрократа и аппаратчика появится не может, точнее, не исполнение задач руководства такой блеск вызывает. И фактор внешнего давления вызовет только мощное сплочение всех аппаратчиков против этого давления. И я совершенно не уверен, что какая-то группа общественности сможет этому давлению противостоять. Точнее, абсолютно уверен, что не сможет, просто потому, что я его испытал на себе, в ситуации, когда мы реально поставили под президентский контроль работу правительства. В конце концов не выдержал давления даже Ельцин, с его колоссальным аппаратным опытом, что ж говорить о сегодняшней ситуации.

При этом даже полная смена всех чиновников, о чем на самом деле даже речи нет, ничего не даст. В конце концов, в 90-е годы такая смена произошла — и ничего, в общем, не изменилось, законы бюрократии сильнее, чем конкретные желания конкретных людей, о чем можно прочитать в работе еще одного бывшего сотрудника Экономического упраления, Олега Григорьева. А вот административная реформа, о которой Медведев много говорил, эффект дать может, только ее нужно разрабатывать в правильном направлении.

Мы много это обсуждали на нашем семинаре по государственному управлению летом-осенью 2008 года, но тогда он, по независящим от нас обстоятельствам прервал свою работу, хотя наработок было очень много.Абольше я пока аналогичных проектов, да еще с участием людей, обадающих нашим опытом, я не встречал. Впрочем, это не значит, что их не было. Медведев говорит об административной реформе, но ее не конкретизирует, что естественно.

То, что ему предлагают — детский сад, достаточно послушать про «института доброго чиновника», который бы в отличие от злого чиновника, не разводил бы бюрократию, а помогал бы ученым-разработчикам. Такое предложениме Медведеву сделал один из участников встречи, Медведев вежливо пообещал подумать, но к реальности такое предложение имеет слабое. А вообще, прочитав репортаж об этой встрече Медведева я только еще больше уверился в том, что моя интерпретация ситуации правильная. Впрочем, не настаиваю, кто хочет, может предложить лучшую. Сcылка >>

закрыть…

Сcылка >>