Я уже много раз объяснял, что вопрос со смягчением/ужесточением денежной политики (то есть увеличивать стоимость кредита или ее уменьшать) очень напоминает фразу, вынесенную в заголовок статьи. С точки зрения оздоровления экономики, ликвидации организаций, перегруженных долгами, и, в общем, нежизнеспособных, с точки зрения появления «точек роста», ставки, конечно, нужно поднимать. Но общий объем накопившихся долгов настолько велик, что поднятие ставки почти неминуемо вызовет коллапс экономики в целом – количество банкротств превысит некоторые критические показатели.
Кроме того, это настолько повысит регулярные выплаты домохозяйств по кредитам, что не просто сильно, а катастрофически уменьшит жизненный уровень населения и, таким образом, проблема почти автоматические перейдет из чисто экономических в социально-политические, то есть решения по ней будут приниматься исходя из приоритета совершенно других соображений. В общем, поскольку первый вариант оставляет еще какое-то время на чудо, а второй провоцирует катастрофу почти немедленно, место запятой в современной жизни получается вполне автоматически: смягчать, нельзя ужесточать.
Однако кроме денежных властей, в стране есть и другие организации, которые, хочется им это или нет, должны иногда строить некоторые долгосрочные планы. Которые, ясное дело, должны учитывать возможные долгосрочные сценарии. И вот, крупнейшие банки Уолл-стрит выдали очередной прогноз, слегка изменив свои ожидания в отношении сроков изменения ставок ФРС, — по данным исследования, проведенного ФРБ Нью-Йорка перед заседанием ФРС в марте.Средний прогноз основных дилеров, выступающих противниками вмешательства ФРС в рынок, заключается в том, что ФРС начнет цикл повышения ставок в 3 квартале 2014 года.
Предыдущее исследование показало, что игроки рынка ожидали повышения во 2 квартале 2014 года. Исследование было проведено с 1 по 5 марта перед заседанием ФРС 13 марта. Опрос показал, что шансы повышения ставок во второй половине 2013 года составляют, по мнению дилеров, 12%. шансы на повышение в первой половине 2014 года составляют 19%, во второй половине — 26%. Дилеры практически не видят шансов повышения ставки в этом году. Также сообщается, что дилеры видят 40-процентный шанс в ближайшие 2 года на то, что ФРС изменит свою политику в области процентных ставок и 50-процентную вероятность, что она даст дополнительную информацию относительно размера и состава своего портфеля активов.
Что это значит с точки зрения экономики? Понятно, что для банков, а, тем более, крупных владельцев пакетов ценных бумаг, повышение ставок сравнимо с катастрофой, в этом случае цены на активы начнут быстро падать. В то же время, участники процесса достаточно адекватны для того, чтобы понимать, что вечно эмиссия продолжаться не может. А значит – нужно пытаться оценить, когда и как ФРС и вообще, денежные власти США, будут все-таки вынуждены перейти к более жесткой денежной политике.
Как мы видим, сроки отодвигаются. Это означает, во-первых, что банки, в том числе те, которые достаточно близки к руководству ФРС, не считают, что экономическая ситуация существенно улучшается. Во-вторых, это говорит о том, что они понимают, что руководство ФРС, в общем, не спешит менять свою политику. И, наконец, в-третьих, что они чувствуют, что высшее политическое руководство страны такому подходу препятствовать не будет. Фактически это означает, кто курс на стагфляцию, то есть регулярную эмиссию, приводящую к росту инфляции, как монетарной, так и инфляции издержек, взят окончательно и бесповоротно. Как следствие, ожидать серьезных обвалов не приходится (ну, разве что, в реальном секторе экономики), поскольку как только такая опасность будет появляться, денежные власти будут ликвидировать ее эмиссионными деньгами.
Еще один вариант объяснения этой же политики – замена денег потребителей, которые не могут выплатить долги, напечатанными деньгами, полученными от ФРС. Которая будет просто выкупать безнадежные и просроченные долги домохозяйств, расплачиваясь с банками живыми деньгами по их номиналу. Теоретически, такая политика может продолжаться долго, практически есть разные проблемы. Первая состоит в том, что граждане могут начать просто демонстративно отказываться от выплат долгов, которые будут существенно снижать их жизненный уровень. Банки вынуждены будут с этим смириться (поскольку наказывать нужно или всех, или никого), но тогда возникнет вопрос о том, как стимулировать спрос. Можно, конечно, выдавать кредиты всем желающим (раз уж все равно платит ФРС), но тогда экономику захлестнет вал «лишних» денег – со всеми вытекающими.
Вторая проблема, которая, отчасти, будет провоцировать первую – это то, что постоянно растущая инфляция будет обесценивать все доходы домохозяйств – а это будет требовать постоянного роста расходов федерального бюджета (а как иначе их компенсировать?) И это почти наверняка вызовет раскрутку эмиссионной спирали – напомним, что в 70-е годы прошлого века чистая стагфляция длилась всего пару-тройку лет, да и объем накопленного тогда долга был существенно, раза в два, меньше, чем сейчас.
Третья проблема – это окончательно ликвидирует все стимулы для развития реального сектора. Это означает, что он начнет стремительно сокращаться (в противоположность мнению многих экспертов, которые считают, что производство нужно возвращать в США), импорт будет расти, налоги, соответственно, падать и, как следствие, инфляционная спирать получит дополнительный стимул к развитию.
Есть еще много аргументов против такой политики, беда только одна – все они носят неконструктивный характер – поскольку не дают никакой альтернативной политики. Точнее, любая альтернатива приводит к резкому спаду, который, в свою очередь, категорически блокируется на политическом уровне. Это значит, что, скорее всего, нынешняя политика будет продолжаться несмотря ни на что – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я, собственно, говорил об этом уже давно, про стагфляцию мы писали и в обзорах «Неокона», и в моем прогнозе еще на 2011 год, но эта версия только получила еще одно подтверждение. Сcылка >>