Тема Краткий анализ речи Кудрина в Красноярске

Текст написан для fintimes.ru

В Красноярске, на местном экономическом форуме, который традиционно используется либералами для обкатки новых идей, с яркой и зажигательной речью выступил реальный лидер нашей либеральной общественности Алексей Кудрин, по совместительству исполняющий роль министра финансов. Он сказал много нового и интересного, что имеет смысл обсудить подробнее. И начнем мы, естественно, с самого начала. Итак, Кудрин сказал: «В этом вопросе нам еще много нужно пройти, поскольку вопросы, связанные с посткризисной экономической политикой, будут решаться в период, когда нам предстоят парламентские выборы».В переводе на русский язык: кризис кончился, пора подумать о будущем. Затем Кудрин еще несколько абзацев обсуждает эту тему, а потом произносит замечательную фразу: «Хотя мировой кризис и снизил глобальные дисбалансы, тем не менее, многие страны по инерции возвращаются к некоторым докризисным моделям. Так происходит в США, стране с дефицитом счета текущих операций, где основным источником роста был спрос населения. Он опять восстанавливает и эта модель в американской экономике восстанавливается». Тут не могу не отметить, что Кудрин, наконец, понял, хотя бы частично, в чем причина кризиса (падение совокупного спроса в СШ), но, судя по всему, не до конца. Он прав, что главный дисбаланс (между спросом и доходами домохозяйств) не восстановился, однако откуда взялась версия, что спрос в США начал расти, мне совершенно непонятно. Может быть, Кудрин имел в виду потребительский спрос? Да, он сейчас не падает (хотя и не растет), но если учесть еще и спрос на недвижимость, то общее падение налицо. В общем, мы понимаем, что кризис не кончился, понимает это и Кудрин (что будет хорошо видно в дальнейшем), и по этой причине весь зачин говорит о том, что он будет обсуждать не реальное состояние дел, а некие другие обстоятельства. Посмотрим какие.Кудрин говорит: «В целом же прогнозы по России благоприятные. Мы сможем в ближайшие годы иметь устойчивый рост около четырех и выше процентов, хотя для России это недостаточно. Это примерно на среднем уровне мировой экономики. Мы не будем отставать, но и не будем продвигаться дальше, выходить вперед. Нам нужны темпы роста 6-7%. В связи с этим надо думать о новых факторах экономического роста, которых не было до кризиса. Мы должны существенно улучшить инвестиционный климат, чтобы обеспечить как приток инвестиций извне, так и мобилизацию наших внутренних инвестиций». Откуда он взял 4% роста – большой вопрос. Инфляция в стране много выше официальных показателей, об этом уже только ленивый не пишет, официальная экономическая статистика уже явно не имеет никакого отношения к реальности, но пусть. Кудрин говорит о 6-7%, и, скорее всего, ключевое слово здесь: «Надо!» Иными словами, проинтерпретировать его можно примерно так: пусть у нас все относительно хорошо, но нам этого мало. Нужно существенно больше. Кудрин продолжает: «Необходимо снижать риски российской экономики. Например, нашу нефтегазовую зависимость. Мы много говорим о том, что от нее нужно избавиться. Пока это не удается. Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисную модель, когда большой приток средств связан именно с высокими ценами на энергоносители. А приток капитала ведет к быстрому укреплению национальной валюты под напором временных, отчасти случайных нефтедолларов. Какие риски выявил кризис? До него мы понимали, что когда- то некоторые из них станут реальными. Имею в виду снижение цены на нефть». Это не просто серьезный риск, это, в некотором смысле, неизбежность. Понимаем это мы, понимает и Кудрин, а поскольку сказать о том, что кризис продолжается он не может (это запрещает либеральная корпоративная солидарность), он несколько переворачивает ситуацию: вместо того, чтобы говорить о том, что экономику ждут неизбежные сложности и с ними нужно бороться, он говорит, что нам нужен еще больший рост, а под это нужны дополнительные ресурсы. Смысл тот же самый, обоснование несколько разное. Какие же имеет в виду ресурсы Кудрин? Прежде всего – резервные фонды: «Надо восстанавливать наш Резервный фонд, который перед кризисом был 10% ВВП. И еще было 8% ВВП в Фонде национального благосостояния. Суммарно у нас была «резервная подушка» в размере 18% ВВП накануне кризиса». Дальше он объясняет, что пока цены высокие, что-то можно откладывать. Тут все сказано почти прямым текстом: цены на нефть будут падать, пусть не завтра, а послезавтра, а значит, нужны резервы. Дальше он говорит о низкой инфляции, но вот как он собирается ее добиваться – большой вопрос. Если так, как это предлагает Центробанк, повышая курс рубля, то лучше сразу закрыть всю нашу промышленность, чтобы она не мучилась. Кстати, и с доходной частью бюджета будут проблемы. Но тут о рецептах Кудрин молчит. Точнее, говорит некоторые общие слова, о повышении эффективности госуправления, об опросах предпринимателей и их предпочтениях и так далее, но это не ответы, скорее, перечисление части вопросов. А вот дальше он начинает говорить о бюджетных проблемах. В частности, развеивает иллюзии, что здесь у нас все в порядке: « …Когда я говорил, что у нас нет ресурсов, чтобы сохранять пенсионную систему, то мне говорили, что они есть. После этого повышаются страховые взносы на бизнес. Значит, ресурсов все-таки нет. Дефицит Пенсионного фонда в бюджете Российской Федерации остается 1 триллион рублей. А на строительство дорог в федеральном бюджете заложено 340 млрд. рублей. Для такой страны как наша строительство дорог в таком объеме — это очень мало. Это говорит о том, что мы не принимаем главные стратегические решения должным образом». И довольно много рассуждает на эту тему, в том числе, обсуждая различные налоговые льготы.Собственно, официальный текст на сайте Минфина, с которого мы и цитировали фрагменты речи Кудрина, заканчивается. Но все знают, что на этом же форуме (может быть, в той же речи, только за пределами заранее подготовленной ее части) он сказал о необходимости свободных выборов и о том, что подготовленная часть программы «2020» никуда не годится, поскольку предполагает большой дефицит бюджета, а это неправильный источник роста … Мы же, на основании уже сказанного выше, можем сделать простой вывод: Кудрин понимает, что с учетом реального развития событий, удержать бюджет он не сможет. Что-то придется резать очень существенно, либо уже в предвыборный, либо в первый послевыборный год. Делать это очень не хочется, поскольку Кудрин, который возглавляет Минфин уже 10 лет, несет личную ответственность за устойчивость бюджетной системы, а если она «посыпется», то нести придется не только бюрократическую ответственность (хотя и уходить с привычной должности Кудрин не хочет), но и политическую. С совершенно непредсказуемыми последствиями. А отменить требования Медведева и правительства Кудрин сам не может, это требования политические, вне его компетенции. И потом, что ж он раньше-то молчал? Точнее, не протестовал, вплоть до прошения об отставке?Единственно, кто может ему помочь – это ГосДума, но не в нынешнем своем составе, с полной монополией «Единой России». Вот зачем Кудрину свободные выборы: чтобы в ГосДуме была возможность всерьез обсудить состояние дел с бюджетом и отменить «вредные» предложения по увеличению расходной части бюджета, выдвинутые и лично Медведевым, и правительством и той же ЕР. Но пока последняя контролирует ГосДуму, это бессмысленно: Кудрин столько лет ее демонстративно игнорировал, что дискуссия невозможна. Но кто поддержит Кудрина в его желаниях? Разве что лично Медведев, но и он в этом месте беспомощен: ни правительству, ни региональным лидерам, свободные выборы сейчас не нужны. Кроме того, события в арабских странах настроили власти всех стран, от России до США (Мэдисон) против публичной демократии. Теоретически, тут бы Кудрину и промолчать, но он, в отличие от нас, знает реальное состояние дел в бюджетном секторе, и не исключено, что оно таково, что отмалчиваться уже невозможно. Разумеется, все приведенные рассуждения это только рассуждения. Не исключено, что все немного или даже серьезно иначе. Но как один из возможных вариантов, которые стоит рассмотреть, эти рассуждения вполне годятся.

закрыть…