Пару лет тому назад у меня с международными финансовыми организациями были разногласия: они считали Китай «локомотивом» мировой экономики на ближайшие 5-10 лет, а мне казалось, что там назревает серьезный кризис. Связан он с тем, что китайская экономика слишком зависима от спроса на внешних для себя рынках, а заменить внешний спрос на внутренний у них явно не получалось. Об этом же я говорил летом 2010 года на конференции в Пекине и Шанхае и возражений, в общем, не услышал. Но сегодня ситуация меняется и Мировой банк (одна из упомянутых международных финансовых организаций) решила изменить свою точку зрения.
Выражена эта новая позиция в совместном докладе Мирового банка (WB) и правительственных экспертов КНР «Китай до 2030 года» в котором говорится, что в Китае может начаться масштабный кризис. Правда, Мировой банк, хранитель либеральных догм, не был бы собой, если бы не объяснил, что случится это только в том случае, если правительство Китая не начнет экономические реформы, направленные, в том числе, на снижение доли государства в экономике.
Имеет ли «вес» государства в экономике к эффективности ее работы – большой вопрос, все исследования на эту тему в 90-е – 2000-е годы были тотально сфальсифицированы для того, чтобы подтвердить «единственно правильную» либеральную теорию, но, ясное дело, отказаться от своих базовых принципов WB не мог. Сегодня, во всяком случае, роль государственного спроса и бюджетных расходов для поддержания общего уровня спроса в экономике все время растет – но для WB это, конечно, не аргумент: если факты противоречат нашей любимой теории, то тем хуже для фактов. Впрочем, вернемся к докладу.
Согласно этому документу, роль правительства в регулировании китайской экономики значительно выросла за последние десять лет. Разработчики отмечают, что благополучие экономики КНР во многом зависит от роста ВВП и если его темпы замедлятся, кризис поразит всю хозяйственную жизнь страны. В то же время, участие государства сказывается на экономическом росте негативно, в частности, по мнению авторов доклада, бюрократия управляет госпредприятиями крайне неэффективно. Эксперты призвали правительство Китая стимулировать конкуренцию и предпринимательство, а также переводить госпредприятия в частную собственность.
Отметим, что такие рекомендации международные финансовые организации дают Китаю уже лет 30, если не больше. Пока он благополучно их игнорировал, причем получая блестящие результаты, сейчас, быть может, ситуация и меняется не в лучшую сторону, но уж точно не по причинам, на которые указывают либеральные аналитики. Пока, согласно прогнозам правительства Китая, в 2012 году рост ВВП составит восемь процентов, а с 2013 по 2016 год замедлится до 6,6 процента. До этого в течение тридцати лет китайская экономика росла на десять процентов в год.
В ноябре 2011 года промышленное производство в Китае сократилось впервые за последние три года. Это объясняется как долговым кризисом в Европе, который уменьшил спрос на китайские товары, так и сокращением внутреннего потребления из-за ужесточения монетарной политики в КНР. По итогам третьего квартала 2011 года рост ВВП в годовом исчислении составил 9,1 процента, что стало худшим показателем за последние два года.
Все эти факты известны, более того, как я уже говорил, были экономисты, которые предсказывали такое развитие событий достаточно давно, хотя, конечно, конкретные цифры не назывались (да и имеют ли они смысл в приложении к китайской экономике). Отметим, кстати, что мне сегодня кажется самым интересным показатель размера муниципальных долгов в Китае, но официальных цифр или качественных оценок я тут не встречал. Хотя косвенные данные показывают, что это, быть может, на сегодня самое слабое место китайской экономики.
В любом случае, можно отметить, что WB с сильным опозданием сказал банальность (что в Китае начались экономические проблемы), причем абсолютно искусственно привязал этот факт к своим сверхценным либеральным фантазиям. Во всяком случае, совершенно непонятно, как именно снижение роли государства (в том числе, в части стимулирования спроса) может в сегодняшних условиях помочь развитию китайской экономики. Кто там будет потреблять вместо государства, китайский крестьянин с нормальным доходом 2-3 доллара в день? Напомню, кстати, что уровень нищеты в Китае в декабре был поднят до уровня 1 доллар в день и с таким доходом там живет более 100 миллионов человек!
Впрочем, с Мировым банком давно все было ясно. А вот собственно Китай … Он не может сегодня быстро заместить падающий внешний спрос, в том числе по очень простой причине: он уже почти не производит по настоящему дешевых вещей. Увеличилась стоимость энергии, увеличилась (и сильно) стоимость рабочей силы, Китай влез в мировое разделение труда, что повысило себестоимость продукции. В общем, китайская продукция, в массе своей, сегодня по карману только тем китайцам, которые имеют доходы, связанные с перераспределением прибыли от экспорта. Ну, или, в том или ином виде, получают дотации от государства.
Это значит, что у Китая не просто замедлятся темпы роста, он не просто не сможет быть локомотивом мировой экономики, но и будут серьезные проблемы с обеспечением роста вообще. Избыточные производства и инфраструктура, построенные «на вырост» будут сильно давить на экономику, требуя постоянных и неэффективных затрат на свое поддержание, серьезные социальные проблемы будут также давить на экономику и государство.
Я не могу привести точных цифр, поскольку уже упоминал, что для Китая, для которого хитрость – это основа любой деятельности, искажение статистики это не ошибка, а целенаправленная работа. По этой причине разные данные китайской статистики друг другу противоречат, они не согласованы с общими финансовыми показателями, и так далее, и тому подобное. Причем искажения эти могут быть в любую сторону, как улучшения, так и ухудшения. Но в любом случае, мне кажется, что сегодня есть достаточно информации для того, чтобы понимать, что Китай столкнулся с чрезвычайно серьезными проблемами. Впрочем, как и все остальные. Сcылка >>