Тема Несколько слов о бюджете Евросоюза

Текст написан для fintimes.ru

Мы довольно много пишем о бюджетах отдельных стран, но есть еще такое специфическое образование, как Евросоюз. У него, поскольку это относительно новая структура, у которой и министерства финансов-то, в общем, в полном смысле этого слова нет, нет и долгов. Но это не значит, что ЕС может оставаться в стороне от общей вакханалии государственных долгов. Дело в том, что по самой сути Евросоюза, он должен как-то выравнивать доходы и уровни жизни в разных своих странах и регионах. В противном случае, свобода передвижения и разные другие свободы, сделают его существование крайне затруднительным, особенно в периоды массовой безработицы.

Поскольку у отдельных стран есть серьезные проблемы с дефицитами бюджетов, а расходы, традиционно, урезаются за счет социальных программ, начинаются разные проблемы. И решать их нужно, в общем, в такой ситуации, за счет бюджета самого ЕС, который, хоть и складывается из взносов стран-участниц, но расходуется уже самостоятельно от них, в Брюсселе и Страсбурге. Соответственно, интересно, насколько евробюрократы понимают те проблемы, с которыми им придется столкнуться в самое ближайшее время.

Что-то они понимают, что-то им пытаются объяснить. Так, не так давно, премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что европейский бюджет нуждается в таком же строгом подходе, как и национальный бюджет любой страны. «Для европейского бюджета мы предъявляем те же требования, которые предъявляют для своих бюджетов страны- участницы, в частности- стабилизацию расходов», — заявил он.

Отметим, что это заявление не с неба взялось. В этом месяце Европейская Комиссия (то есть правительство ЕС) примет серию предложений в цифрах и расчётах, чтобы открыть переговоры о будущем многолетнего бюджета ЕС на период 2014-2020 гг. Речь идёт об ограничении расходов, которые составляют около 1% от ВВП каждой страны-участницы. Фактически, слова премьер-министра Франции которые соответствуют общему заявлению, подписанному Великобританией, Францией и Германией в декабре 2010, смысл которого состоит в том, что бюджет Евросоюза не должен увеличиваться ни в 2011, ни в последующие годы. Или, иначе – что главные спонсоры ЕС не собираются брать на себя ответственность за финансирование социальных программ малых стран региона.

Еще одна проблема бюджета Евросоюза — Единая сельскохозяйственная политика — система сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм в Европейском союзе. На неё расходуется почти половина бюджета ЕС, это около 50 миллиардов долларов. ЕСХП включает как прямые выплаты в виде субсидий за поля и землю, которая может быть культивирована, с помощью механизма поддержания цен, включая гарантии минимальных цен, импортных тарифов, так и квоты на определённые товары, импортируемые в страны Европейского союза. В настоящее время проводятся реформы, уменьшающие контроль над импортом и распределение субсидий на землю, нежели на производство определённых культур (фаза от 2004 до 2012). Детали выполнения этой схемы отличаются в разных странах-членах ЕС.

Но недавно суд ЕС принял решение об аннулировании финансирования со стороны Евросоюза общей сельскохозяйственной политики, предназначенной снабжать продуктами питания самые бедные слои населения. Таким образом, ЕСХП не сможет больше финансировать Европейскую программу продовольственной помощи нуждающимся.

Некоторые страны ЕС против этого возражают, и, в общем, это понятно – по мере развития кризиса количество граждан, доходы которых станут недостаточны для покупки полноценного питания, будет становиться все больше и больше. Это – проблема, но ее невозможно решить в рамках той системы права, которая складывалась в ЕС последние десятилетия. Дело в том, что она не предполагала кризиса того масштаба, который нам предстоит, неявным образом, вся эта система построена на приоритете «либеральных ценностей» и предположении, что экономика будет развиваться, более или менее последовательно. Иными словами, для решения проблемы нужно не просто отменять отдельные решения и законы, нужно радикально менять сами основы правовой системы Евросоюза. Сможет ли бюрократический режим в Брюсселе даже подойти к этой проблеме – большой вопрос.

Нельзя сказать, что проблему никто не понимает. Несколько депутатов Европарламента еще в апреле предложили пересмотреть саму модель наполнения бюджета ЕС. Дело в том, что сегодня он, в основном, наполняется за счет взносов государств – участников. Но если смотреть не логику развития ЕС, то нужно переходить на взносы со стороны граждан, то есть, фактически, сделать нормальную налоговую систему. Разумеется, это создаст новые проблемы, поскольку будет конфликт между национальными налоговыми системами и системой ЕС, однако нынешняя модель дает серьезный повод для конфликтов между отдельными странами ЕС. Кроме того, этим депутаты считают, что бюджет ЕС должен пополняться в зависимости от того, какие есть проекты, которые за его счет должны финансироваться.

Впрочем, пока это все даже не столько проекты, сколько разговоры. Можно долго спорить об их содержании, я этого сейчас делать не буду. Отмечу только один, главный вывод из всей информации, которая приведена выше. Вся модель построения управления государством, что для малых стран, что для крупных, что для межстрановых объединений, типа Евросоюза, разрабатывалась последние десятилетия в рамках некоторых базовых принципов и предположений. В частности, исходя из логики более или менее постоянного роста и постоянной глобализации рынков. Сегодня уже понятно, что эти предположения в более или менее долгой перспективе и близко не будут выполняться. А это значит, что придется менять не только отдельные положения в части формирования управленческих функций (бюджет здесь только частный случай), но и сами базовые подходы к их формированию. Достаточно сложная проблема, особенно, если учесть, что никто пока не понимает, какими должны быть эти новые базовые подходы. Так что нам придется в ближайшее время решать сложные задачи.

закрыть…