Тема Опять про Евросоюз

Я много раз писал о том, что та метода, которую использует руководство Евросоюза для выхода из кризиса, эффект дать не может. Рост долгов государств последние десятилетия был вызван абсолютно объективным желанием повышать уровень жизни населения (в том числе – создавать и поддерживать тот самый «средний класс» который сегодня становится иконой). Соответственно, как только рост долгов останавливается, начинается падение уровня жизни населения (читай: частного спроса), что равносильно падению ВВП страны. А уж если под «чутким» руководством ЕС правительства начинают «затягивать пояса» — это падение становится почти катастрофическим. Можно ли каким-нибудь способом этой ситуации избежать – вопрос отдельный, я считаю, что без серьезного кризиса это сделать невозможно, но политика руководства ЕС тут представляется совершенно бессмысленной – поскольку негатив растет, а никакой компенсации вообще не видно.

Почему власти стран ЕС и брюссельские евробюрократы так долго не видели очевидных проблем – вопрос отдельный, скорее всего, это связано с негласными идеологическими «табу» Западного мира, среди которых – запрет на осуждение реальных источников существования и финансирования «среднего» класса. Но такое впечатление, что в последнее время до руководства что-то стало доходить … Во всяком случае, критика используемых антикризисных мер стала расти, в частности, эксперты и даже чиновники ЕС стали обсуждать явный тупик в разработанных антикризисных мерах, а также то факт, что снижение трат госбюджета приводит к падению ВВП стран должников, что лишь усугубляет долговые проблемы.

Даже канцлер Германии Ангела Меркель озаботилась этой проблемой, как следствие, в Евросоюзе стали обсуждать возможные пути роста экономик стран – своих членов. Один из этих вариантов – усиление, фактически, государственного инвестирования. «Думаю, мы можем увеличить возможности Европейского инвестиционного банка», — заявила А.Меркель, комментируя новую программу по стимулированию экономики, которая должна дополнить принятые меры по повышению налогов и сокращению государственных расходов, передает информационное агентство Рейтерс со ссылкой на немецкие СМИ.

Основано это предложение на идее увеличения капитала банка на 10 млрд. евро, о чем ранее сообщил еврокомиссар по экономике и финансам Олли Рен. Теоретически, это может, по расчетам экспертов ЕС, увеличить возможный объем выдаваемых кредитов до 60 млрд. евро и общую инвестиционную отдачу — до 180 млрд. евро. Хотя, при нынешнем состоянии финансовой системы ЕС, у банков есть колоссальное количество денег – только за последние месяцы им дали около триллиона евро, и если бы было место, куда можно было бы что-то вложить, то коммерческие банки бы это давно сделали.

Меркель сказала также о том, что антикризисные средства нужно более активно направлять на поддержку малого и среднего бизнеса. Это серьезная проблема – поскольку кризис сильнее всего бьет именно по этому сектору экономики, что быстро увеличивает безработицу. Кроме того, стимулирование малого бизнеса – это способ увеличить самозанятость населения, что в нынешней ситуации для многих стран, например, Испании, представляется не просто важным, а принципиально важным. Однако при этом А.Меркель не до конца отказалась от разработанных ранее мер, отвергнув возможность внесения изменений в Договор о бюджетной дисциплине ЕС, который был подписан 25 из 27 стран Евросоюза в декабре 2011г.

Тут, ее, собственно, понять можно. Дело в том, что если страны ЕС начнут поддерживать уровень жизни своего населения, то платить за это придется Германии, нравится ей это или нет. Соответственно, Меркель придется доказывать Бундестагу (немецкому парламенту), что нужно деньги немецких граждан отдавать всем остальным гражданам ЕС. Теоретически, это дело полезное для цельности этого образования, но вот самим немцам это может сильно не понравится … А у Меркель через год выборы … Так что она три раза подумает, прежде чем отказываться от ужесточения бюджетной дисциплины.

В общем, конечно, хорошего выхода из сложившейся ситуации нет, и не намечается. Но жить-то надо, так что европейские политики пытаются выкрутиться из той сложной ситуации, в которой находятся. В этом смысле предъявлять им претензии бессмысленно – простого выхода из ситуации все равно нет. И то, что политики из Евросоюза начали обсуждать проблемы антикризисной политики, на самом деле, ни о чем не говорит – просто, экономическое положение ухудшается, молчать становится все труднее и труднее, а говорить, в общем, политикам из ЕС не о чем.

Тем не менее, после выборов во Франции ситуация в Евросоюзе может измениться. И потому, что к власти может прийти социалист, который начнет активно эксплуатировать тему социальной поддержки (на которую денег нет), и потому, что в случае поражения на выборах, Саркози придется отвечать на очень большое количество крайне неприятных вопросов. В том числе – об источниках финансирования своих кампаний. Которые могут закончиться и судебными процессами. В условиях острейшего экономического кризиса это крайне негативный прецедент – поскольку, теоретически, предъявить что-то можно почти любому нынешнему западному политику.

Но то, что брюссельские бюрократы и лидеры стран ЕС начали заниматься самокритикой – это, я считаю, хорошо. В конце концов, может быть, они разберутся в основах кризиса и начнут обсуждать реальное развитие событий – тогда, быть может, мы даже сможем им помочь. Пока это невозможно – они просто отказываются понимать обсуждения, которые лежат вне рамок их понимания мира. Но жизнь заставляет расширять рамки, так что не исключено, что через некоторое время мы услышим из уст политиков Евросоюза вполне себе адекватные суждения о состоянии экономики. Будем ждать!

Сcылка >>

закрыть…

Сcылка >>