Тема Соображения по поводу «расширенного правительства».

Я тут, наконец, добрался до компьютера, в более или менее рабочей ситуации, и решил написать, что по этому поводу думаю. При этом я не настаиваю, что, скажем, Медведев понимает ситуацию именно так, но мне кажется, что что-то он в этом направлении чувствует.

Понятно, что термин «расширенное правительство» не следует понимать в классическом смысле, то есть само правительство, всех губернаторов, внебюджетные фонды и так далее. Скорее, речь идет о другом. Дело в том, что пока все было хорошо, нефтяные доходы «капали» и, казалось, что на горизонте никаких облаков нет, наши руководители реально в дела правительства не вмешивались. Вообще. Они требовали от конкретных лиц каких-то конкретных решений, причем, зачастую в неофициальном порядке (которые те как-то решали или не решали), принимали какие-то общие программы (которые, по большей части, не исполнялись никак), но если министры или другие чиновники откровенной фрондой не занимались, то никто их пальцем не трогал.

Кстати, именно в этом смысле времена Путина напоминают времена Брежнева, причем последний был даже более жесток. Например, при нем за взятки был снят декан Экономического факультета Гавриил Попов – можно такое себе представить сейчас? Медведев, кстати, в этом смысле оказался пожестче, но и здесь, скорее, при увольнении речь шла скорее о политической лояльности, чем о полной некомпетентности и неадекватности.

А любая бюрократическая система обладает страшной инерционностью и активно сопротивляется любым попыткам заставить себя что-то делать. Подробно об этом можно прочитать у Олега Григорьева, я же только отмечу, что в СССР были различные внебюрократические органы, в задачу которых входило «тормошить» чиновников. Это и народный контроль, и другие общественные организации, типа ветеранских, наконец, это, собственно КПСС, которая очень жестко отслеживала качество выполнения собственных поручений.

У нас же жанр «отчет о проделанной работе» уже давно умер. И, как следствие, правительственная и прочая бюрократия начала радостно сама себе ставить цели и задачи, а потом сама же и писать отчеты об их исполнении. Какое-то время это всех устраивало, но тут начались проблемы, причем – серьезные, и Отец нации с Гарантом Конституции начали пытаться что-то там вменить этому правительству (понимаемому в обобщенном смысле), в части, достичь каких-то результатов. Правительство ответило естественным образом — интерпретировало поручения в максимально удобном для себя виде и направило отчет о проделанной работе. Один из вариантов подобного отчета, точнее моей реакции на него (еще в бытность нахождения на службе) можно прочитать здесь. Отметим, что это еще в достаточно серьезные 90-е. Сейчас отчеты еще более «гладкие». Кстати, из него сразу видно, почему мне пришлось с госслужбы уйти.

Но сегодня ситуация изменилась, что-то очень хочется сделать, только вот как – не очень понятно. Все за десять с лишним лет поняли, что в детали выполнения поручений лезть не следует, можно и получить серьезные неприятности (я, например, десять лет был невыездным, что для нынешних чиновников смерти подобно), а потому, наши главные начальники даже не понимают, что именно у них не получается. Если бы они за время своей работы хотя бы экспериментировали с системой госуправления, посмотрели бы, как она в реале работает, у них был бы некоторый опыт (как он появился у меня, как ответ на бумаги, подобные приведенному выше, только посланные «наверх»), но они этого не делали. А сегодня уже поздно, потому что бюрократия, почувствовав опасность, начала резко противодействовать любому вмешательству в свои дела.

Вместе с тем, у меня есть четкое понимание того, что нашу элиту придется жестко сокращать (и не нашу, кстати, тоже). Я не знаю, понимают ли это наши лидеры вот так явно, но чувствуют точно, не зря Путин решил вернуться на пост президента. А такая работа требует крайне отлаженной работы госаппарата, иначе могут возникать разные сложности, вплоть до комплотов. И вот, после того, как я прослушал речи Медведева, что по интернету, что вживую, у меня появилось ощущение понимания того, что он на самом деле хочет.

Он пытается создать аналог системы общественного контроля над процессом постановки целей и задач для исполнительной власти и проверкой качества исполнения этих задач. Именно по этой причине ему необходима административная реформа – нужно так изменить структуру правительства, чтобы такое влияние было бы в принципе возможно (сейчас оно просто игнорируется). Именно по этой причине он говорит о небольшом «бюрократическом ядре» — это как раз те, кто будет исполнять то, что поручено, и именно качество их работы и должно подвергаться контролю.

Отметим, что вопрос о том, а возможно ли это сделать в принципе, достаточно открыт. Не исключено, что имеет место и влияние Грефа, который, судя по всему, притащил с Запада новую «мульку» (crowdsourcing, или краудсерсинг, желающие могут поискать в интернете), но в этом случае Медведев к идее достаточно быстро остынет. А вот если верна моя гипотеза, то он будет к ней возвращаться снова и снова.

В то же время, Медведев явно пока не знает, как это сделать и с кем это можно сделать, опыт тех контрольных структур, которые были у Ельцина (в том числе и нашего Экономического управления) ему просто неизвестен, все люди, которые этим реально занимались, давно и плотно отстранены от власти. По этой причине я не знаю, что и как у него получится. Но пусть попробует, плохо от этого точно не будет. Сcылка >>

закрыть…

Сcылка >>