Тема Состоялось заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США

Текст написан для km.ru

Заседание долгожданное – настолько, что по итогам вышедшего меморандума американские рынки упали почти на 2.5-3%, упало даже золото, чего многие не ожидали. Но, прежде чем писать собственный комментарии, приведу комментарий Сергея Егишянца с сайта worldcrisis.ru:

«Меморандум Фед после очередного заседания вышел с опозданием почти на 10 минут — видать, споры были жаркие: даже двух дней не хватило. Оценка экономики та же — только в прошлый раз отмечалось ухудшение, а сейчас констатируется держащаяся слабость. Инфляция воспринимается пофигистично — несмотря на достигнутый в августе 3-летний пик CPI. Введена новая программа стимулирования — пресловутая «Операция Твист»: до конца июня 2012 года ФРС купит на 400 млрд. долларов длинных (от 6 до 30 лет) казначеек — и продаст на ту же сумму коротких (до 3 лет); цель — снизить долгосрочные ставки на рынке.

Кроме того, Фед будет реинвестировать деньги от погашаемых облигаций ипотечных агентств в них же — чего до сих пор не делал: видимо, тут тоже дела плохи. Опять те же 3 диссидента (Фишер, Плоссер и Кочерлакота) голосовали против свежих планов монетарного смягчения — но остальные 7 членов Комитета по открытому рынку поддержали новшества. Реакция рынков смешанная: фондовые индексы в минусе (они всё же надеялись на QE3 или хотя бы на меньшее число голосов против), облигации стоят на месте (они именно такого исхода и ждали), доллар вырос — но тем лишь отыграл свой падёж перед заседанием.»

Собственно, по содержанию собственно меморандума, тема практически исчерпана. Но вот общеполитическая ситуация вокруг него – тут много о чем есть поговорить. Прежде всего, как и предупреждали многие эксперты (и я, в том числе) ни о каком смягчении денежной политики (пресловутое QE3) и речи не было, несмотря на то, что это создает практически ситуацию раскола в Комитете по открытым рынкам (FOMC). Если бы диссидентов стало бы не 3, а хотя бы 4 – то говорить о какой-то более или менее взвешенной политике не приходится – придет время разброда и шатаний.

Во-вторых, такое откладывание решения, скорее всего, связано с политическими причинами. Совсем отказаться от эмиссии невозможно, спрос падает, ликвидности для поддержания рынков все меньше, финансовый сектор трясет от роста «плохих» активов (то есть невозвратных кредитов), пусть и не так сильно, как в 2008 году, в общем, кризис продолжается, что бы там не говорили политики. По этой причине, не начать эмиссию невозможно – это равносильно тому, чтобы собственными руками разрушить весь современный финансовый сектор, который любовно создавали последние 30 лет и который сегодня доминирует во всех аспектах нашей жизни.

Так что вопрос сегодня стоит не начинать эмиссию или нет, а совсем иначе – когда ее начинать. И вот здесь есть более или менее понятная точка привязки – позитивное воздействие на предвыборный процесс. Я уже писал о том, что при нынешнем состоянии денежной системы США эмиссия неминуемо вызовет высокую инфляцию, которая похоронит под собой весь позитив от эмиссии для населения. Впрочем, этот тезис нужно расшифровать. ФРС, как часть финансовой элиты сегодня решает важнейший для этой самой элиты вопрос – сохранения себя в качестве ведущей силы в экономике и обществе. Что при этом будет с обществом – ей, в общем наплевать. Но поскольку есть политическое поле, то его интересы нужно учитывать. И по этой причине эмиссия будет точно, но ради согласования интересов с политической элитой, сроки ее начало пытаются оттянуть до конца весны следующего года.

В-третьих, хотя для людей хотя бы минимально понимающих политические реалии, такие приоритеты ФРС не являются тайной, значительная часть населения США искренне убеждена, что это, все-таки, государственная организация, задачей которой является улучшение жизни людей, что требует тщательной маскировки реальных целей. Даже формально, ФРС отвечает не только за состояние кредитно-денежной системы (инфляции), но и за уровень безработицы в США. И вот здесь у ее руководства есть серьезные проблемы, поскольку более или менее реальных позитивных результатов не видно, и, самое главное, не видно конструктивной программы действий.

Есть ли при этом конструктивная программа действия сохранения у власти нынешней политической (и финансовой) элиты – это для нас вопрос, мы это не узнаем никогда, ну, может быть, через несколько десятилетий. Не исключено, что агрессия НАТО в Ливии, производство наркотиков в Афганистане и стимулирование терроризма со стороны ЦРУ – это, как раз, реализация этого плана, но конструктивного экономического плана нет точно, иначе он был бы предъявлен. Это не теракты 11 сентября 2001 года, тут правда идет авторам только в плюс. Но такого плана не предъявлено.

Ну и, в-четвертых, такое решение ФРС – страшный удар по европейским рынкам, поскольку закрывает для них возможность получения дешевой ликвидности. Как они отреагируют на эти обстоятельство пока вопрос, поскольку рынки еще не открылись, но то, что ситуация в Европе по итогам этого решения FOMC продолжит ухудшаться сомнений не вызывает. И все те вопросы, которые относятся к американской элите, можно будет адресовать и элите европейской, только у нее времени на решения значительно меньше. Как, впрочем, и решимости что-то делать. Особенно, с учетом институциональной структуры Евросоюза, которая, фактически, закрывает любые возможности принятия быстрых и конструктивных решений.

И на этой пессимистической ноте имеет смысл закончить обсуждение последнего заседания FOMC. Еще раз повторю, я не знаю, как финансовая элита США и мира будет решать проблему своего сохранения у руля общества, но то, что у нее нет решения о том, как сохранить нынешнюю финансово-экономическую систему, мне, кажется, уже понятно. В заключение – текст заключительного меморандума FOMC.

Information received since the Federal Open Market Committee met in August indicates that economic growth remains slow. Recent indicators point to continuing weakness in overall labor market conditions, and the unemployment rate remains elevated. Household spending has been increasing at only a modest pace in recent months despite some recovery in sales of motor vehicles as supply-chain disruptions eased. Investment in nonresidential structures is still weak, and the housing sector remains depressed. However, business investment in equipment and software continues to expand. Inflation appears to have moderated since earlier in the year as prices of energy and some commodities have declined from their peaks. Longer-term inflation expectations have remained stable.

Consistent with its statutory mandate, the Committee seeks to foster maximum employment and price stability. The Committee continues to expect some pickup in the pace of recovery over coming quarters but anticipates that the unemployment rate will decline only gradually toward levels that the Committee judges to be consistent with its dual mandate. Moreover, there are significant downside risks to the economic outlook, including strains in global financial markets. The Committee also anticipates that inflation will settle, over coming quarters, at levels at or below those consistent with the Committee’s dual mandate as the effects of past energy and other commodity price increases dissipate further. However, the Committee will continue to pay close attention to the evolution of inflation and inflation expectations.

закрыть…