Текст написан для km.ru
Одним из ключевых показателей в США является индекс потребительского доверия. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, частное потребление формирует большую часть ВВП США. Такая ситуация, в общем, имеет место в большинстве стран (за некоторыми исключениями, типа Бахрейна или Катара, в которых колоссальный экспорт при небольшом населении), но в США доля частного спроса достигла в пике 80% от ВВП – что уже явно выше нормальных параметров.
Во-вторых, цифру оценки потребительского доверия трудно подделать. Фальсификации инфляции и ВВП стали уже, в общем, нормой, причем добиться от официальных лиц (или даже просто «приближенных») правды совершенно невозможно – я с этим неоднократно сталкивался при общении с представителями либерастической общественности, в том числе и в прямых эфирах. Они с пеной у рта доказывали, что «безупречные профессионалы» и «честнейшие люди» врать не могут – так что люди неискушенные начинают верить. Я, понятно, не верю – но все равно, такая вера пронимает до печенок, любой человек себя очень неуверенно чувствует рядом с фанатиком. Как там говаривал Игнатий Лойола? «Если церковь учит нас, что то, что кажется нам белым на самом деле черное, то это значит, что оно черное».
Понятно, что американские граждане, привыкшие, что неправильные слова могут на всю жизнь сломать карьеру, таким фанатикам верят, но при этом ощущают что-то явно неправильное. А вот в оценке потребительского доверия таких проколов почти не случается (ну, разве что, во время массовых психозов), так что и веры этим данным больше.
В-третьих, специалистов, все-таки, среди нормальных людей мало. А состояние экономики волнует многих. И для них «узкие» цифры мало информативны – они куда лучше воспринимают «системные» индексы, которые показывают состояние экономики в целом.
И вот, выходят данные по индексу потребительского доверия от компании Conference Board, наиболее авторитетный у публики. Напомним, что ситуация сегодня крайне напряженная – финансовые рынки балансируют на грани обвала и не видно, как можно было бы стимулировать экономику. В этой ситуации хорошо бы пошли оптимистические цифры – но нет. Уровень доверия среди американских потребителей обвалился до, более чем, двухлетнего минимума на фоне ухудшающихся перспектив занятости и доходов. Рассчитываемый индекс снизился до 44,5 пункта, показав самый низкий с апреля 2009 года уровень. Предыдущий июльский уровень (пересмотренный) был на отметке 59,2 пункта.
Это снижение стало самым сильным с октября 2008 года. Доходность гос.облигаций упала на опасениях, что потребители начнут сокращать свои расходы, увеличивая тем самым риск рецессии. Уровень безработицы выше 9%, споры вокруг проблемы дефицита бюджета и волатильность на фондовом рынке негативно сказались на поведении потребителей.Результаты исследования показали, что доля тех, кто считает, что работу сейчас найти трудно, выросла до 49,1% (наивысший уровень с ноября 2009 года) против 44,8% в июле. Уровень доверия упал по всем территориям США. Также отчет показывает, что доля тех, кто ожидает улучшения дел на рынке труда в ближайшие 6 месяцев, снизилась до 11,4% (минимальный уровень с марта 2009 года) с 16,9% в июле. Доля ожидающих роста своих доходов в ближайшие 6 месяцев также сократилась — до 14,3% с 15,9% в июле, при этом выросла доля тех, кто ожидает снижения своих доходов — до 18,7%.
В общем, какая-то совеем мрачная картинка. Не удивительно, что власти начинают использовать совсем уж анекдотические способы повышения настроения у потребителей. Ну, вот, например новость с ленты: «Количество повторных заявок на пособие по безработице за неделю до 20 августа упало на 18 000 до 3 735 000». Казалось бы, все хорошо! А вот краткий комментарий по этой новости с форума Сергея Егишянца на itinvest.ru: «Очередной образчик лукавой статистики от Минтруда США — везде пишут так: «повторные обращения за пособиями по безработице за неделю до 13 августа сократились на 18 тыс.» — а о том, что при этом показатель предыдущей недели был пересмотрен вверх сразу на 111 тыс., конечно, молчок». Комментировать не буду: нечего тут комментировать!
Позитив, конечно, придумать можно, но уж больно он получается коротким и неубедительным. А время идет, лето заканчивается и народу (и, заодно, электорату) нужно предъявлять какие-то более или менее серьезные аргументы. Да и иностранным «партнерам» (Китаю, в первую очередь), нужно что-то предъявлять. Причем сложными ответами тут не отделаешься – нужно четко и внятно объяснить, когда закончится спад. А если он заканчиваться не собирается – то до какого уровня упадет экономика. Причем для Китая ответы должны быть такими же, как для электората, поскольку китайская экономика зависит от спроса в США также, как и положение американских домохозяйств.
А ответов нет. Теоретически, их и быть не может, механизм кризиса, падение завышенного за тридцать лет спроса, действует как часы, вгоняя экономику в самый крупный в ее истории спад, но сказать об этом вслух никак нельзя. Соответственно, все более и более неестественными выглядит положение официальных властей США – приведенный парой абзацей выше пример здесь очень показателен. А это значит, что падает и авторитет этих властей – и внутри страны, и вне ее. Что всегда в истории вело к тому, что эти самые власти начинают вести себя все более и более резко, пытаясь доказать свою серьезность и адекватность. Типичный пример – начало 2000-х годов, с их террористическими актами и региональными агрессивными войнами.
Я уж не буду сейчас перечислять разного рода резкие и опасные действия, которые могут совершить власти США. Да и не только могут, но и, в общем, уже совершают. Но человечеству нужно быть готовым к тому, что загнанные в угол политики, обладающие колоссальной мощью, могут потерять голову …