Написание годового прогноза несколько отвлекло меня от текущих событий, свою роль сыграли и командировки. Вместе с тем, на прошлой неделе произошло важное событие – заседание Комитета по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы США, который и принимает судьбоносные решения о денежной политике. Вообще-то, последние месяцы решения этого комитета (который в регулярном режиме заседает 8 раз в году) не были особо интересными, но вот как раз на прошлой неделе FOMC порадовал.
Прежде всего, он пересмотрел прогнозы ФРС по основным показателям экономики. Прогноз по росту ВВП на 2012 и 2013 гг. был понижен, а на 2014 г. — повышен; прогнозы по уровню безработицы на все три года были снижены, в т.ч. на 2014 г. — до 6,7%-7,6%. Отметим, что долгосрочные прогнозы сегодня вещь вообще, во многом, бессмысленная, а краткосрочные – требуют значительных усилий для своей верификации, поскольку и статистические показатели, и процессы, в рамках которых строятся прогнозные модели, к реальности имеют слабое отношение. В частности, я твердо убежден, что спад в экономике США уже идет, а инфляция существенно выше официальных показателей.
Далее, ФРС отметила умеренные положительные тенденции в экономике и некоторое улучшение ситуации с занятостью, но констатировала сохранение депрессивного состояния жилищного сектора. Отметим, с учетом вышесказанного, что так называемые «позитивные» тенденции, на самом деле, связаны как с искажениями статистики (причем, как правило, только в одну сторону – улучшения показателей), так и с тем, что публике предъявляются не совсем те данные, которые нужно. Так, потребительские расходы действительно не падают (точнее, не сокращаются в рамках заниженной инфляции), но общий спрос домохозяйств падает, что хорошо видно по тому, как много усилий тратят власти США на его поддержание. Только за последние годы дефицит бюджета США вырос более чем на триллион долларов, и все эти деньги пошли на поддержание спроса наименее богатых слоев населения. Что добавило к общему частному спросу около 10% в год.
Можно было бы сказать, что это нормальная политика, если бы не ряд обстоятельств. Во-первых, причины падения спроса так и не были названы, а это значит, что, теоретически, спрос может падать и дальше. Собственно, в соответствии с нашей теорией так и должно происходить, но в этом случае возникает вторая проблема – откуда взять ресурсы на дальнейшее стимулирование спроса? Ну и, в-третьих, уже нынешний дефицит бюджета создает серьезные проблемы, и нет никакой уверенности, что продолжение расходов бюджета в таком масштабе не создаст новых серьезных сложностей. Ну, точнее, почти наверняка создаст, вопрос только, когда их давление станет неприемлемым.
Ну и, главное. Руководство ФРС, наконец, четко ответило на вопрос о своих долгосрочных планах в части денежной политики. А именно, Бернанке пообещал оставить учетную ставку на минимальном уровне как минимум до 2014 г. Отметим также, что ФРС, наконец, признало официальный уровень инфляции в 2% в год, превышение снижение которого должно требовать от нее каких-то действий. Поскольку Бернанке в очередной раз намекнул, что начать новую эмиссию ФРС может уже в том году, не исключено, что снижение официальных данных по инфляции как раз и является подготовкой к этому процессу. Пока же ФРС только реинвестирует доходы от тех ценных бумаг, которыми владеет, причем исключительно в покупку новых казначейских облигаций США. Впрочем, не исключено, что этого объема будет недостаточно – что, быть может, и станет формальным поводом для начала новой эмиссии.
Вообще, нужно понимать, что любые официальные решения ФРС и выступления официальных лиц, входящих или близких к руководству этой организации, нельзя понимать буквально. Тут как раз тот самый случай, когда нужно читать между строк и ловить каждый нюанс. В этом смысле последнее заседание было крайне информационным, поскольку четко и внятно показало, что денежные власти США твердо встали на путь дальнейшего смягчения денежной политики, в том числе, новой порции массированной эмиссии.
Разумеется, как всегда и бывает, причины тут есть и экономические, и политические. Первые сводятся, по большому счету, к четкому пониманию, что источников для стимулирования частного спроса больше нет, а последствия его спада проявляются все шире и шире. Значит – придется деньги печатать, вопрос только в одном – как именно за их счет повышать спрос. Пока, судя по всему, выбран бюджетный способ, однако то, что при массовой эмиссии будет использован только он – пока вопрос.
Но есть и политические моменты, которые не только показывают, что вероятность новой эмиссии велика, но и дают возможность оценить сроки ее начала. В первую очередь это влияние эмиссии на результаты президентских выборов в США. Последние десятилетия их результаты четко коррелируют с экономической ситуацией – на фоне падения доходов населения действующую власть практически не переизбирают. А значит – эффект от эмиссии с точки зрения стимулирования спроса должен проявиться к началу ноября, при этом желательно, чтобы негативные последствия такого решения, рост цен, еще бы не проявился. Это практически однозначно указывает на то, что эмиссию нужно начинать в мае июне, однако, как понятно, это всего лишь рассуждения, точность которых можно будет проверить только на практике.
В целом, можно отметить, что результат заседания FOMC оказался очень информационным и можно смело сказать, что дискуссия между инфляционными и дефляционными вариантами, которая постоянно велась в рамках работы ФРС, завершилась. Поскольку я неоднократно отмечал, что чистой дефляции сегодня никто не допустит, должен с удовлетворением отметить, что эта моя позиция подтвердилась на практике. Сcылка >>