Гэвин Хьюитт — обозреватель Би-би-си по европейским делам. Предложения останавливать мигрантов на пути в центр Европы вызывают возражения. Многие говорят, что в этом случае периферийные страны превратятся в гигантский лагерь для беженцев
Гэвин Хьюитт Обозреватель Би-би-си по европейским делам
Предложения останавливать мигрантов на пути в центр Европы вызывают возражения. Многие говорят, что в этом случае периферийные страны превратятся в гигантский лагерь для беженцев
Последние 10 дней лидеры европейских стран пребывают в мрачном настроении.
Они открыто признают, что Европа потеряла контроль над кризисом с мигрантами и опасаются за будущее самого европейского проекта.
Премьер-министр Франции Манюэль Валльс сказал: «Европа может лишиться своей исторической основы, и проект может быстро умереть. Всё может развалиться за несколько месяцев». Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сказал: «Если шенгенская система будет уничтожена, Европа окажется в серьезной опасности». Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте сказал, что у европейских лидеров есть шесть-восемь недель, чтобы спасти Шенген. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что у Европы остался последний шанс. «Без Шенгена не будет смысла в евро», — сказал он. Канцлер Германии Ангела Меркель сказала: «Никто не может делать вид, будто общая валюта сможет существовать без свободы относительно беспрепятственного пересечения границ».
Безусловно, Шенгенское соглашение, гарантирующее свободу передвижения и являющееся одним из столпов европейского единства, сейчас повсеместно игнорируется: на границах возводятся заграждения и восстанавливается пограничный контроль.
В понедельник Грецию предупредили, что ее могут исключить из Шенгенской зоны, если не будет взят под контроль поток мигрантов.
Но действительно ли лидеры ЕС верят в угрозу самому существованию союза?
Трудно поверить в то, что в считанные месяцы могут развалиться единый рынок и европейский проект.
Но есть один фактор страха, просачивающийся в коридоры здания Еврокомиссии в Брюсселе и бундестага в Берлине.
Проблема проста. «Мы больше не в состоянии справляться с таким количеством», — сказал нидерландский премьер Рютте.
В 2015 году в Европу приехали 1,83 млн мигрантов, из которых 1,1 млн человек обратились за убежищем в Германии.
С начала 2016 года из Турции в Грецию переправились 35 тысяч человек.
Во всем винят Меркель
Image captionДаже такие союзники Ангелы Меркель, как баварский руководитель Хорст Зеехофер (на фото), считают ее готовность принять всех желающих ошибкой
Германские лидеры не раз заявляли, что мигранты – это проблема общеевропейская, но с такой интерпретацией ситуации согласны не все.
В Центральной и Восточной Европе многие политики склоняются к совсем иному сценарию: по их мнению, Меркель по существу сама зазвала мигрантов.
Исходя из этой трактовки событий, немцы создали фактор, привлекающий мигрантов, а теперь настаивают на том, чтобы часть бремени их размещения взяли на себя другие страны.
Отсюда проистекают разногласия и недоверие.
Европейская комиссия пыталась решить проблему путем перераспределения беженцев между странами ЕС. Была достигнута договоренность о переселении 160 тысяч мигрантов. Пока, однако, перераспределен всего 331 человек.
Многие страны недовольны тем, что решение о перераспределении мигрантов принималось не единогласно, а простым большинством голосов, и попросту не выполняют его.
Меркель также делала большую ставку на Турцию: в обмен на 3 млрд евро и перспективу отмены виз для турецких граждан Анкара обязалась затормозить поток мигрантов через узкие проливы в Грецию.
Однако деньги быстро найти не удалось, а Турция, со своей стороны, не торопилась выполнять договоренности, чем дополнительно раздосадовала европейских лидеров.
А тем временем страны принимали собственные меры.
Венгрия построила забор. Германия, Австрия, Франция, Дания, Швеция и Норвегия начали вводить пограничный контроль. Всё это равносильно приостановке действия Шенгенского соглашения.
Страны говорят, что пограничный контроль введен временно, но ищут способы его продлить.
Из Еврокомиссии сыплются всё новые предложения по разрешению проблемы мигрантов.
Вначале предлагали обязательную схему перераспределения мигрантов между странами ЕС – но пока мало что указывает на то, что эта схема начала работать.
Затем появилась еще одна идея: Италия и Греция – две страны, куда изначально прибывает большинство мигрантов, — создадут «горячие точки» или приемные центры для регистрации всех новоприбывших. Оттуда же можно будет отправлять восвояси тех, кто не имеет оснований просить убежища. В Греции, в частности, предлагалось построить пять таких лагерей. Пока построили всего один.
К тому же, если мигрантам отказывают в убежище, непонятно, какая сила может физически выдворить их из Европы, да и куда они в этом случае денутся.
Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль намекал на то, что если государства Северной Африки не примут возвращенных соискателей убежища, они могут сами лишиться гуманитарной помощи.
Image captionПриток мигрантов в Европу не идет на спад даже зимой
Многие из европейских лидеров считают, что спасти Шенген невозможно, если не наладить охрану внешних границ Европы, чтобы там можно было должным образом оформлять и проверять претендентов на статус беженца, а не просто пропускать их до самой Германии и Австрии.
Однако веру в способность Греции навести порядок на границе европейские лидеры утратили, поэтому комиссия предлагает создать Европейскую пограничную и береговую охрану, которая в чрезвычайных обстоятельствах могла бы действовать вопреки воле национальных правительств.
Разумеется, это предложение означает дополнительное ограничение суверенитета государств, поэтому оно наверняка вызовет яростные споры, а если новую силовую структуру все же создадут, то непонятно, как она будет действовать в случае разногласий с национальными правительствами.
Пока пытаются продавить Грецию. Ей грозят исключением из Шенгена, если она не согласится принять общеевропейских пограничников, также есть предложение перенести границу Шенгенской зоны, например, на границу Словении, так что Греция окажется за бортом.
Но проблема не только в упрямстве Греции. Премьер-министр страны Алексис Ципрас опасается, что если на греков возложат задачу оформления всех мигрантов и рассмотрения их прошений об убежище, то вся страна превратится в «гигантский лагерь беженцев».
А если передвинуть границу в Словению, то ничья земля, полная неустроенных мигрантов, образуется уже там.
Страны продолжают действовать самостоятельно. Македония возводит на границе с Грецией трехметровый забор из колючей проволоки.
Австрия лимитировала количество беженцев, которых она готова принять в 2016 году – всего 37500 человек. Призывы ввести аналогичные лимиты все громче звучат и в Германии.
Канцлер Меркель пока сопротивляется. Согласиться с этим для нее означало бы не только признать провал собственной политики. Меркель опасается, что те мигранты, которых откажется принять Германия, устремятся обратно в Восточную Европу и на Балканы, что еще больше подорвет Шенгенское соглашение.
Однако давление, которому подвергается Меркель, не ослабевает. Даже президент страны Йоахим Гаук высказался в том смысле, что квоты на прием беженцев могут быть «необходимы с моральной и политической точек зрения».
Приток мигрантов не ослабевает даже в зимние месяцы. Каждый день прибывает около 2 тысяч человек. Некоторые из европейских лидеров считают, что долго так продолжаться не может.
Эти события иллюстрируют, насколько сложно оказалось найти общеевропейский ответ на миграционный кризис. Они вызывают вопросы по поводу германского лидерства на континенте. Они отражают тот факт, что политики вынуждены в первую очередь заботиться о национальных интересах своих стран, которые диктуют замедление миграционных потоков. Они вскрывают противоречия между странами Восточной и Северной Европы, противоречия ценностные, связанные с нежеланием Востока принять новое для себя мультикультурное общество.
Но тот же ценностный конфликт налицо и в самой Германии, где баварский лидер Хорст Зеехофер – политический союзник Меркель – открыто задает вопрос о том, во что превратят страну новые беженцы.
«Это будет другое общество. А люди в Германии или в Баварии не хотят становиться другим обществом», — сказал он.
Поиски выхода
Так чем же это закончится? Ответ на этот вопрос почти наверняка не имеет отношения к планам Еврокомиссии.
Странам ЕС придется задействовать свои финансовые ресурсы, чтобы убедить страны, в союз не входящие, оставить у себя потенциальных беженцев.
Так, министр финансов Германии уже говорил, что потребуются огромные финансовые вложения в обустройство жизни в лагерях беженцев в Турции, Иордании и Ливане, чтобы у людей не возникало желание бежать из этих лагерей.
В более долгосрочной перспективе, наверное, потребуется нечто вроде нового плана Маршалла для нынешних транзитных стран Средиземноморья, чтобы они сами сделались привлекательными для мигрантов.
Возможно, подобно Канаде, Евросоюз начнет принимать только семьи беженцев из Сирии, а не одиноких молодых мужчин.
И возможно, что придется последовать совету некоторых европейских политиков и настойчивее депортировать тех, кто не имеет оснований для получения статуса беженца.
Евросоюз помог укоренить в Европе мир и демократию, и это его достижение вряд ли будет сведено на нет. Однако кризис с мигрантами действительно рвет на части эту общность переплетающихся ценностей.