13.05.2016
Владимир Лепехин
В минувшие выходные одна часть Украины вышла на праздник Великой Победы, другая искала, на ком бы выместить свою ненависть ко всему русскому и советскому, и нашла объект приложения своих дурных сил в пенсионерах и детях.
Одни украинцы праздновали победу человечества над «сверхчеловеками», другие зеленели от злости к «недочеловекам». Однако же и те, и другие называют себя патриотами. В чем разница?
Разница в том, что первые — носители подлинного национального самосознания, а вторые — маргиналы, ненавидящие любую высокую культуру, в том числе в своей собственной стране.
Национальное самосознание — это что?
Известному российскому государственному деятелю Петру Столыпину приписываются следующие слова: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы».
Столыпин, безусловно, прав. Вопрос только в том, а в чем состоит это самое национальное самосознание, и подразумевает ли оно, будучи связанным с прославлением родного Отечества, его критику и поношение, а также уничижительное отношение к иным странам и народам.
С моей точки зрения, самосознание — часть любой национальной культуры, и как элемент этой культуры оно имеет различные уровни, оттенки и проявления и взаимосвязано с таким понятием, как «идентичность».
В свою очередь, идентичностей у любого человека (если он действительно обладает самосознанием) может быть множество. Они могут быть национальными, цивилизационными, религиозными, государственными, корпоративными, групповыми и т.п. И все эти разновидности идентичностей и, следовательно, типы «национального» самосознания в любом человеке взаимоувязаны в некий персональный психо-мировоззренческий код, определяющий, в частности, гражданскую позицию индивида.
Позиция, связанная с особым, уважительно-любовным отношением к родине, а также соответствующая идентификация («мои страна и народ мне ближе других стран и народов») — основа так называемого патриотизма, который, как и самосознание, — важнейший элемент любой культуры.
Соответственно, патриотизм высококультурного человека отличается, и подчас весьма существенно, от патриотизма человека малокультурного, и особенно — от «патриотизма» маргинала, не имеющего национального самосознания и руководствующегося в своем поведении банальным стадным чувством.
Так, человек малокультурный не видит различий между патриотизмом, национализмом, нацизмом, шовинизмом и т.п. Для него все эти разновидности «любви» к Родине суть родственные понятия, в основе которых лежит эгоизм — признание своей нации, страны или группы исключительной. То есть не просто самой близкой, но самой лучшей, подчас — безупречной, а потому всякий критик такой позиции воспринимается как враг.
Заметим при этом, что чем выше культура человека, тем меньше в нем нацизма, и, напротив — чем малокультурнее, малограмотнее и маргинальнее тот или иной патриот, тем больше в нем злобы к другим нациям, народам и культурам.
Ну а маргинал, чтобы было понятно, — это человек, оторвавшийся от своих национальных, цивилизационных, социальных и прочих корней и оказавшийся в результате такого отрыва вне конкретных идентичностей, вне определенного культурного кода.
«Украинство» как все более воинствующая маргинальность
Различия между подлинным патриотизмом и национализмом особенно наглядно проявляются сегодня на Украине.
Патриоты, как люди высокой культуры, ценят каждое событие, каждый отрезок истории родной страны, включая и поражения, и победы своего народа. Человек с высоким национальным самосознанием понимает, что авторитет государства и процветание его народа связано с объективным и бережным отношением к истории и каждому гражданину своей страны. Такой человек заинтересован в сохранении и приумножении национальных сущностей, осознавая, что отказ его государства от названных сущностей, а также выдуманная история и политическое плутовство наносят государству и нации непоправимый вред.
Более того, подлинные патриоты не могут не ценить историю и культуру соседних, то есть цивилизационно близких им стран и народов, ибо настоящий патриотизм предполагает осознание и признание не только национальных, но также цивилизационных идентичностей.
Вот почему те граждане Украины, которые чтят подлинную историю своей страны и стремятся сохранить память обо всех войнах, в которых погибали предки нынешних украинцев, и прежде всего — память о Великой Отечественной войне, и есть настоящие патриоты.
Те же, кто стремится забыть и австрийские концлагеря на Западной Украине во время Первой мировой войны, и фашистские лагеря смерти в период Великой Отечественной, и Бабий Яр, и Великую Победу — не патриоты Украины. Это националисты, выставляющие свой узкогрупповой и маргинальный эгоизм («украинство» как идеологию украинского национального самосознания, «альтернативную» его российской версии) в качестве антитезы украинскому патриотизму, а подлинный патриотизм — в качестве пресловутого «сепаратизма».
Замечу, что любой маргинальный национальный проект всегда скатывается в нацизм, и механизм этого скатывания довольно прост. Так, отказываясь от своего культурного наследия — от Богдана Хмельницкого, Николая Гоголя, Владимира Вернадского, Ивана Кожедуба и сотен других героев и деятелей науки и культуры, объективно являющихся частью и гордостью общей российско-украинской цивилизации, нынешние укронацисты оказываются не в состоянии их заменить кем-либо равнозначным.
Потому они скатываются в маргинальное (то есть очищенное от цивилизационных и подлинно национальных кодов) селянство и узкогрупповую идентичность бандеровщины.
Отказ украинствующих маргиналов от общей цивилизационности порождает отказ от культуры как таковой — от «пророссийских» истории, науки, литературы, кино и т.п., от «пророссийских технологий». Затем — от российского газа, русского языка — и так до бесконечности, вплоть до отказа от самих носителей русского языка, которых, по мнению маргиналов, следует уничтожить или выслать за пределы Украины.
В конечном счете групповое и предельно эгоистическое самосознание толкает украинских националистов к тотальной войне со всеми, кто не разделяет идеи «украинства», то есть с теми, кто, даже будучи националистом, не относится к фанатичным последователям нацистских сект. И сегодня мы видим, как, соревнуясь друг с другом в «чистоте» национального самосознания, украинские радикалы готовы уничтожать и своих — тех, кто недостаточно «чист» и допускает послабления в сторону врага.
Классический и самый последний пример: вынесенный в минувший четверг приговор львовскому журналисту Руслану Коцабе (3,5 года тюремного заключения), который, будучи сторонником Майдана, позволил себе выступить против АТО.
Маргинализация киевского режима продолжается
Киевский режим, взявший на вооружение основные идеи примитивного «украинства» (фактически русофобию), обречен на дальнейшую маргинализацию. Когда в идеологии нет позитивного содержания, а ее адепты соревнуются друг с другом в степени ненависти к врагам, даже те немногие позитивные идеи (например, идея национального суверенитета), которые в данной идеологии присутствовали на начальном этапе «самоопределения», отступают под натиском разного рода заимствований и фобий.
Подобный тренд означает, что социальная база нынешнего режима на Украине ужимается. Все большее количество населения страны из двух типов национального самосознания — патриотического и националистического — выбирают первый. Все более очевидно, что националисты и покрывающая их прозападная власть, увы, не смогли предложить стране ничего, кроме войны и ненависти.
События 8 и 9 мая показали, что, несмотря на попытки киевского режима привить народу Украины новый праздник — День памяти и примирения 8 мая, этот день отметило ничтожное меньшинство. А большинство украинцев так или иначе — действием или сочувствием — поддержали День Великой Победы.
По мнению обозревателя сайта rian.com.ua Романа Степняка, «9 мая власти был преподнесен серьезный
урок. Оказалось, что едва ли не единственными сторонниками ее государственной идеологии являются молодчики из радикальных националистических организаций, представляющие маргинальные слои населения. Те, кто рушит памятники, избивает стариков и стреляет в милиционеров».
Действительно, патриотизм на Украине начинает перебарывать национализм — и это важнейшая и главная предпосылка обретения страной в будущем и подлинно национального (цивилизационного) самосознания, и реальной независимости.