Время перемен для лондонского рынка драгоценных металлов

Лондонский слитковый рынок — это внебиржевой нерегулируемый рынок. Он имеет этот статус с середины 1980-х годов. Недостатком нерегулируемых внебиржевых рынков является то, что на них зачастую действует картель его участников, продвигающих собственные корыстные интересы. Это означает, к сожалению, что в Лондоне не происходит развития рыночных стандартов, как на других рынках.

Источник

08.07.2014

Лондонский слитковый рынок — это внебиржевой нерегулируемый рынок. Он имеет этот статус с середины 1980-х годов. Недостатком нерегулируемых внебиржевых рынков является то, что на них зачастую действует картель его участников, продвигающих собственные корыстные интересы. Это означает, к сожалению, что в Лондоне не происходит развития рыночных стандартов, как на других рынках.

Эти строки посвящены проводимому дважды в день золотому фиксингу. С 1919 года этот фиксинг дважды в день устанавливает базовую цену на золото. Это было полезно в те времена, когда операции не регистрировались и проводились через брокера по телефону. Лондонский фиксинг золота можно описать как устаревшую, основанную на торговых сделках версию фиксинга LIBOR, доверие к которому также было подорвано.

Поэтому Казначейский комитет палаты общин 02.07. 2014 призвал свидетелей дать показания по этому делу.

Это резко выявило все противоречия сегодняшней ситуации, и председатель комитета Эндрю Тайри (Andrew Tyrie) подвёл итог таким образом: «Можно ли не воспринимать всё это как шокирующую историю?»

Сказано сильно, и его вопрос повис в воздухе над головами всех причастных. Было бы ошибкой думать, что Управление финансового надзора (FCA), получившее жёсткое обращение от Казначейского комитета, сможет проигнорировать эту «шокирующую историю». Почти наверняка FCA потребует серьёзных реформ, а это означает большую прозрачность рынка и никаких процедур фиксинга, не соответствующих девятнадцати принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Существующий фиксинг, как можно видеть, удовлетворяет только четырём из этих принципов. Это показывает, насколько иной стала ситуация, пока лондонский рынок драгоценных металлов оставался неизменным. Лондон по сути остаётся картелем слитковых банков и Банка Англии. Он хорошо служил для Лондона в прошлом, потому что Банк Англии использовал своё положение основного хранителя золота центрального банка для повышения ликвидности. И когда требовалась финансовая помощь, Банк Англии предоставлял им эту помощь за закрытыми дверями.

Мир изменился. IOSCO выпустила стандарт деятельности не для снятия сливок, но как минимум для надёжности. Китай, который мы всё время высмеиваем за качество официальной информации, имеет полноценный рынок золотых слитков, публикующий статистику товарооборота и поставок, а также операций десяти крупнейших участников (по объёмам и размеру слитков). Китай также далеко опередил Лондон по уровню золотодобычи в Азии, Австралии и Африке. Дубай тоже претендует на роль крупного рынка физического металла, это центр ближневосточных слитковых складов, имеющий прочные связи с индийским рынком.

Даже Сингапур намерен обслуживать Юго-Восточную Азию и становится мировым центром. Отражением этих реалий стало вытеснение слитка 995 LBMA (Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов) весом в 400 унций на слитки нового азиатского стандарта 9999 весом 1 кг. Аффинажёрам пришлось работать сверхурочно, чтобы осуществить переход к этому стандарту. Очевидно, что без существенных реформ Лондон не сможет соответствовать этим глобальным изменениям.

Центральные банки сейчас являются нетто-покупателями слитков, они выводят ликвидность с лондонского рынка, а не наращивают её. Теперь, когда Управление финансового надзора выполняет свои новые функции, LBMA должна перестать вмешиваться и принять на себя регулирующую роль. Если она пожелает и далее заниматься золотым бизнесом, лондонские стандарты, на которые в конечном итоге опираются пользователи, должны быть на самом высоком уровне, а информация — максимально открытой.