Москва. 5 августа. INTERFAX.RU — Наличные деньги продолжают пользоваться спросом даже в век электронных платежей, при этом их перевозка — бизнес узкоспециализированный, сложный и неприбыльный, и основной объем банкнот в мире транспортируют всего три банка.
В Северной Америке и мире в целом это Bank of America Corp., в Европе — Bank of Ireland, в Азии — United Overseas Bank, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники. За последние годы несколько крупных европейских банков, включая Commerzbank, Deutsche Bank, HSBC Holdings и Royal Bank of Scotland, отказались от этого вида деятельности или резко сократили подобные операции.
Транспортировка наличных денег имеет больше отношения к логистике, чем к финансам. Банкам, которые берут на себя это бремя, требуется целая сеть надежных хранилищ по всему миру, партнеры среди инкассаторов и авиакомпаний, поскольку основной объем банкнот перевозится коммерческими авиарейсами. При этом финансовые организации вынуждены соблюдать огромное число правил в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
По данным WSJ, банковская комиссия частично зависит от веса перевозимых денег, и рентабельность перевозки невысока. Bank of America обычно транспортирует сотни миллионов долларов в сутки примерно за 0,02% от номинальной стоимости. То есть перевозка $100 млн приносит ему около $20 тыс., а годовая выручка Bank of America в этом сегменте составляет порядка $100 млн, отмечают источники издания.
В последнее время из-за усложнения условий работы Bank of America сократил эти операции в ряде стран с наиболее высокими рисками, но не ушел из них полностью. Как утверждают беседовавшие с журналистами WSJ эксперты, Федеральный резервный банк Нью-Йорка в частном порядке выражал обеспокоенность тем, что такое сокращение может активизировать «черный рынок» транспортировки денег.
По данным Федрезерва, от 50% до двух третей из $1,4 трлн наличных долларов обращаются за пределами США.