Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski)Пришло время реальной дипломатии ("Time", США)

По мнению бывшего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, госсекретарь Райс должна оставаться в регионе столько, сколько будет необходимо. И обязательно вступить в переговоры со всеми сторонами Пришло время реальной дипломатии («Time», США)Кондолиза Райс должна быть готова оставаться в регионе столько времени, сколько будет необходимо

Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), 31 июля 2006

Существуют три постулата, которые применительно к Ближнему Востоку являются практически аксиомами. Во-первых, для Соединенных Штатов этот регион представляет собой серьезнейший тест на способность к глобальному лидерству. Во-вторых, самостоятельно выработать конструктивный и прочный вариант разрешения конфликта участвующие в нем стороны не могут. В-третьих, если собрать воедино опыт США в Ираке и израильский опыт неоднократных конфликтов со своими арабскими соседями, включая и опыт продолжающихся репрессий палестинского населения, то вывод будет один: даже абсолютное превосходство в военной силе не дает приемлемого и стабильного политического результата. Теоретически США могли бы напрячься и мобилизовать на установление угодного им порядка на Ближнем Востоке всю свою мощь и все свои ресурсы, однако такое предприятие не было бы поддержано самим американским обществом, и поэтому эта возможность рассматривается лишь в теоретической плоскости.

Израильтяне могут убивать в буквальном смысле каждого из тех, кто является врагом Израиля сегодня или может стать таковым в будущем, однако тем самым они будут лишь увеличивать число людей, готовых поднять оружие против Израиля. В долгосрочной перспективе Израиль может, в принципе, столкнуться с такой же нелегкой реальностью, с какой в свое время столкнулась Франция в Алжире: наступит его истощение и, в конце концов, исключение с этого геополитического поля. Это историческая реальность, и тот, кто ее игнорирует, в стратегическом плане подвергает себя значительному риску.

Ни израильтяне, ни палестинцы не могут решить возникшую проблему самостоятельно, потому что и те, и другие слишком подозрительно относятся друг к другу, и взаимное недоверие и антагонизм уже успели пустить с обеих сторон глубокие корни. Были периоды, когда Израиль был готов вести серьезные переговоры, но не было ни одного нормального партнера с другой стороны; были и такие периоды, когда арабская сторона проявляла готовность идти на всеобъемлющие соглашения (в частности, так было в 2002 году, когда мирные предложения были выдвинуты Саудовской Аравией и поддержаны Лигой арабских государств), но и эти усилия обращались в прах после первого же террористического акта.

Нынешняя предложенная США так называемая ‘Дорожная карта’ — это карта дороги, ведущей в неизвестном направлении, и она лишь усиливает подозрительность тех, кого призывают по ней идти. В результате и та, и другая сторона не хотят выполнять даже самых основных предъявляемых к ней требований: палестинцы не желают заниматься роспуском террористических группировок, а израильтяне не хотят полностью останавливать строительство своих поселений.

Из вышесказанного следует, что прорыв к миру может быть достигнут только путем вмешательства извне, характер которого должен быть решительным и целенаправленным. Такое вмешательство могут совершить только США: они обладают достаточными силами и все еще достаточным капиталом доверия, чтобы взять на себя риск такого масштаба. Если бы Соединенные Штаты были готовы поддержать мирные усилия, основанные на принципах Женевского соглашения, совместных предложений Клинтона-Барака и результатов палестино-израильских переговоров в Табе (Taba), то можно было бы прийти к формуле мира, которая устраивала бы большинство и израильского, и палестинского населения. Ведь опросы общественного мнения показывают, что в готовности рассматривать серьезные взаимные уступки и палестинцы, и израильтяне уже сегодня ушли далеко вперед своих властей.

Однако путь к подобным мерам явно преграждает нынешний кризис. Поэтому его разрешение для США — особенно важная и трудная задача. Если продолжится его эскалация, если будут и дальше умирать люди, если конфликт и дальше будет показывать лишь то, что терроризм одной стороны достоин жестоких репрессий другой — шансов на достижение мира на Ближнем Востоке будет оставаться все меньше, в регионе продолжится прогрессирующая радикализация, и его во все большей степени будут контролировать экстремистски настроенные силы. В опасности окажутся позиции Америки в этом регионе, а если будут подорваны позиции Америки на Ближнем Востоке, то, в конце концов, на кону окажется и вообще вопрос о ее глобальном лидерстве. Именно поэтому так важно, чтобы нынешний Президент, послав в этот регион своего Государственного секретаря, поставил ему соответствующие задачи и выдал достаточно полномочий, чтобы решать возникшую проблему прямо и недвусмысленно: добиться прекращения огня между сторонами, с последовательным, а не одновременным обменом пленными, а также заручиться обязательствами со стороны международного сообщества разместить войска от крупнейших держав в зоне безопасности на юге Ливана и, возможно, даже в Секторе Газа, чтобы потом использовать создавшееся положение в качестве трамплина для дальнейших переговоров. Однако перед Госсекретарем также стоит задача, с которой необходимо разобраться еще быстрее: Кондолиза Райс должна быть готова оставаться в регионе столько времени, сколько будет необходимо, как Киссинджер в начале 70-х годов, и должна быть готова вести разговор со всеми заинтересованными сторонами. Утверждая, что они не могут вести переговоры с определенными участниками с арабской стороны, Соединенные Штаты фактически самоустраняются от переговоров вообще. Можно, конечно, сесть перед зеркалом и говорить исключительно с самим собой, но этот подход едва ли обещает сколько-нибудь серьезные перспективы.

Короче говоря, перед Америкой стоит серьезнейшая задача, решив которую, она сможет решить проблему своего лидерства в регионе, в котором она не может решить ее уже не один год.

Источник: www.inosmi.ru